Рамзес встретится с Апофисом: ESA отправит миссию к рекордному астероиду

Европейское космическое агентство анонсировало проект миссии Ramses (Rapid Apophis Mission for Space Safety). Ее целью станет астероид Апофис, который рекордно сблизится с Землей в 2029 году.

Сближение раз в 10 тысяч лет

Апофис был открыт в 2004 году. Его диаметр составляет около 340 метров. 13 апреля 2029 года он совершит близкий пролет Земли, пройдя на расстоянии 32 тысяч км от ее поверхности (т. е. внутри орбит геостационарных спутников). В этот момент его можно будет увидеть на небе невооруженным глазом на большей части Европы и Африки, а также в некоторых районах Азии.

Траектория пролета Земли астероидом Апофис. Источник: ESA

Грядущее сближение — это крайне редкое событие. Да, астрономы находили астероиды, пролетавшие на меньшем расстоянии от Земли, но при этом они имели намного меньшие размеры. По оценкам ученых, объекты вроде Апофиса приближаются к Земле на столь близкое расстояние в среднем лишь раз в 5000 – 10000 лет.

Неудивительно, что к предстоящему пролету приковано такое внимание. Когда Апофис только был открыт, существовали опасение, что гравитация Земли настолько изменит его орбиту, что в 2036 году он упадет на нашу планету. Сейчас мы знаем, что это не так, и, как минимум, в ближайшие сто лет астероид не представляет для нас угрозы. В то же время, сближение может повлиять на Апофис. По мнению астрономов, на нем могут возникнуть оползни и выбросы вещества. Поэтому наземные телескопы будут пристально следить за визитом астероида. Но все же, наилучшие данные сможет дать космический аппарат.

Европейская миссия к Апофису

В настоящее время проекты миссий к Апофису разрабатываются рядом стран и частных компаний. Недавно к ним присоединилась ESA, объявившее о намерении запустить собственный аппарат к Апофису. Он получил название Ramses.

Аппарат Ramses в представлении художника. Источник: ESA-Science Office

Ramses будет запущен в апреле 2028 года и достигнет Апофиса в феврале 2029 года за два месяца до сближения. Это позволит ему пронаблюдать в режиме реального времени любые возможные изменения, которые произойдут во время встречи с нашей планетой. Ученые надеются, что космическому аппарату удастся зафиксировать землетрясения и оползни, что позволит узнать о составе астероида, его внутренней структуре, массе, плотности и пористости.

Такие данные имеют не только научную, но и практическую ценность. В будущем астрономы вполне могут найти угрожающий нашей планете астероид — и для того, чтобы сбить его с курса, необходимо понимать, как они устроены и как отреагируют на внешнее воздействие.

На данный момент проект Ramses находится на стадии предварительной разработки. Окончательное решение о его финансировании и запуске должно быть получено на заседании Совета министров ЕSA в ноябре 2025 года.

По материалам ESA