Пятна и вспышки: Солнце достигло максимума своей активности

Солнце достигло максимальной фазы  своей активности в нынешнем цикле. По оценкам ученых, она продлится примерно год, после чего наша звезда войдет в период спада.

Сравнение поверхности Солнца во время минимума (слева) и максимума (справа) его активности. Источник: NASA/SDO

Солнечная активность не является неизменной величиной. Она периодически меняется. Наиболее известным является т. н. 11-летний цикл. Примерно каждые 11 лет магнитные полюса Солнца меняются местами, и оно переходит от спокойного состояния к активному и бурному.

Наиболее наглядным проявлением роста солнечной активности является увеличение количества пятен, являющихся видимым компонентом активных областей, которые в свою очередь являются источником вспышек и выбросов массы. Отслеживая количество пятен, ученые определяют ход солнечного цикла и, в конечном счете, солнечную активность.

Динамика изменения количества солнечных пятен за последние 250 лет. Источник: NOAA’s Space Weather Prediction Center

Изучив динамику нынешнего солнечного цикла, исследователи из NASA и Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) определили, что Солнце достигло максимума нынешнего цикла. Они заявили об этом на состоявшейся 15 октября телеконференции.

По словам ученых, активность солнечных пятен в нынешнем солнечном цикле немного превзошла их ожидания, но в целом остается в пределах нормы. На данный момент самой мощной вспышкой этого цикла является вспышка X 9.0, случившаяся 3 октября. Самым же мощным геомагнитным событием стал шторм, обрушившийся на нашу планету в ночь с 10 на 11 мая 2024. Он создал самую сильную геомагнитную бурю на Земле за последние два десятилетия  и, возможно, породил одни из самых сильных полярных сияний за последние 500 лет.

При этом исследователи подчеркивают, что хотя Солнце и достигла максимума, конкретный месяц, когда солнечная активность достигнет своего пика, не будет определен в течение нескольких месяцев или лет. Его можно будет вычислить уже постфактум, когда у них будут данные о том, как менялась активность на протяжении всего нынешнего цикла.

Исследователи предполагают, что фаза максимума продлится еще примерно год, в течение которого мы станем свидетелями еще нескольких мощных вспышек и штормов. Затем Солнце вступит в фазу спада, которая приведет к минимуму его активности. Вероятно, он будет достигнут к началу следующего десятилетия.

По материалам Phys.org