Пульсар PSR J1227-6208 удивительным образом изменился

Ученые исследовали пульсар PSR J1227-6208. Эта звезда в течение жизни пережила удивительные изменения. Поток вещества из звезды-компаньона раскрутил ее. Теперь исследователи узнали, как это повлияло на ее параметры.

«Переделанный» пульсар
«Переделанный» пульсар. Источник: NASA

«Переделанные» пульсары

Астрономы из Института радиоастрономии имени Макса Планка (MPIfRA) в Бонне, Германия, и из других мест исследовали «переделанный» пульсар, известный как PSR J1227-6208. Новое исследование, опубликованное 18 июля на сервере препринтов arXiv, дает важную информацию о природе этого пульсара.

Пульсары — это сильно намагниченные нейтронные звезды, вращающиеся и излучающие пучок электромагнитного излучения. Обычно их обнаруживают в виде коротких всплесков радиоизлучения, но некоторые из них также можно наблюдать с помощью оптических, рентгеновских и гамма-телескопов.

«Переработанные» пульсары — это нейтронные звезды, которые были раскручены путем аккреции вещества от звезды-компаньона в близкой двойной системе. Чем массивнее сосед на момент начала массопереноса, тем медленнее конечная скорость вращения переработанного пульсара. Поэтому вторичные пульсары с массивными спутниками, такими как белые карлики (WD), состоящие из монооксида углерода (CO) или кислорода / неона / магния (ONeMg), или нейтронные звезды, вращаются гораздо медленнее, чем миллисекундные пульсары (MSP) с гелиевыми (He) WD-спутниками.

Параметры нейтронной звезды PSR J1227-6208

PSR J1227-6208 — умеренно «переработанный» пульсар с периодом вращения примерно 34,5 миллисекунды. У него есть массивный спутник с минимальной массой около 1,27 солнечных (предполагая, что масса объекта составляет 1,35 масс Солнца). Орбитальный период системы составляет 6,72 дня.

Команда астрономов под руководством Микеля Колома-и-Бернадича из MPIfRA присмотрелась к PSR J1227-6208 поближе. С помощью радиотелескопов Parkes и MeerKAT они провели анализ излучения и хронометраж этого пульсара и обнаружили, что он принадлежит к новому классу массивных переработанных пульсаров — ONeMg, содержащих белый карлик.

На основе собранных данных исследователи рассчитали, что масса пульсара составляет от 1,16 до 1,69 масс Солнца, тогда как масса звезды-компаньона оценивается в диапазоне 1,21–1,47 масс Солнца. Система имеет очень малый орбитальный эксцентриситет — на уровне 0,00115.

Пульсар PSR J1227-6208 и его компаньон

По словам авторов исследования, оцененные массы и эксцентриситет орбиты почти исключают возможность того, что спутник может быть нейтронной звездой, в пользу сценария белого карлика. Они предполагают, что этот объект является массивным ONeMg белым карликом, близким к пределу Чандрасекара (максимальная масса стабильного белого карлика, около 1,4 массы Солнца).

Астрономы отметили, что, принимая во внимание относительно большой период вращения PSR J1227-6208, пульсар, вероятно, присоединил не более 0,0045 массы Солнца в процессе рециркуляции. Однако они добавили, что если аккреция произошла за период времени, значительно короче 100 000 лет, это указывало бы либо на суперэддингтоновскую скорость аккреции, либо на большую эффективность раскрутки.

Исследование показало, что профиль импульса PSR J1227-6208 имеет крутой спектральный индекс плотности потока и плоский индекс рассеяния. Также было обнаружено, что около 15% излучения пульсара является линейно поляризованным.

Потенциально опасный астероид в форме арахиса пролетел рядом с Землей