Просто о сложном | Что интересного есть в созвездии Андромеды

Пожалуй, все слышали о Туманности Андромеды. Она получила свое название, поскольку находится в соответствующем созвездии. В Украине оно никогда не заходит за горизонт и к тому же его достаточно легко найти на небе. Да и вообще, о нем есть что рассказать.

Сузір'я Андромеди
Созвездие Андромеды

1. Как найти созвездие Андромеды?

Созвездие Андромеды очень заметно на ночном небе. Найти его можно, например, с помощью соседней с ним Кассиопеи: два острых угла буквы «М» указывают точно на него. Хотя возможен также другой вариант.

Надо начать с поисков созвездия Пегаса. Его яркие звезды образуют почти правильный четырехугольник. Зимними вечерами он расположен высоко над западной частью горизонта. Вам нужна северо-восточная (верхняя) звезда. Выше от нее тянется цепочка из трех звезд. Это и есть Андромеда.

2. Кто такая Андромеда?

Созвездие Андромеды получило свое название еще в античные времена. Согласно мифам Древней Греции, так звали дочь царя Цефея. Ее мать Кассиопея неосторожно похвасталась, что принцесса красивее нимф, и за это боги наслали на царство чудовище — Кита. А избавиться от него можно было, только дав ему съесть Андромеду.

Правда, конец у этой истории вполне счастливый. Герой Персей, пережив немало приключений, наконец, добрался на крылатом коне Пегасе до скалы, к которой была прикована девушка, и спас ее. Впоследствии она стала его женой.

3. Какие звезды в созвездии Андромеды самые яркие?

Самыми яркими в Андромеде являются три звезды, образующие цепочку, которая тянется от Пегаса и по которым это созвездие преимущественно узнают. Называются они Альферац, Мирах и Аламак, их обозначают соответственно греческими буквами α, β и γ.

Альферац на самом деле является системой из двух белых звезд, находящихся на расстоянии 97 световых лет от нас. Обе они больше Солнца и обращаются друг вокруг друга за 97 суток. Также это светило интересно тем, что в его состав входит необычно много ртути и марганца.

Мирах представляет собой красный гигант, примерно в 20 раз превышающий по размеру Солнце и расположенный в 200 световых годах от нас. В 2023 году у него нашли спутник, который, скорее всего, является коричневым карликом.

Аламак от нас отделяет 350 световых лет. Главный компонент этой системы представляет собой оранжевый гигант. Вместе с остальными компонентами он обращается вокруг общего центра масс. Кроме него, в состав системы входят еще белая и две голубые звезды.

4. Чем интересна система υ Андромеды?

Одним из самых примечательных объектов в созвездии Андромеды является звезда υ («ипсилон»). С Земли ее едва видно невооруженным глазом. Тем не менее, она чрезвычайно интересна. Во-первых, она является двойной. Ее главный компонент на 27% тяжелее Солнца и немного горячее его. Второй представляет собой красный карлик, имеющий массу в пять раз меньше солнечной. Он обращается на расстоянии 750 а.е. от главной звезды.

Но интересна υ Андромеды не этим. Она стала первой звездой главной последовательности, у которой обнаружили многопланетную систему. Первый мир, обращающийся вокруг главной звезды системы, обнаружили еще в 1996 году. Он имеет собственное название Саффар и является горячим юпитером, примерно на 70% превышающим по массе самую большую планету Солнечной системы. На один оборот у него уходит всего 4,6 земных суток.

Еще две планеты у υ Андромеды нашли в 1999 году. Обе они тоже оказались газовыми гигантами. Первая из них, получившая название Сам, массивнее Юпитера в 14 раз и обращается вокруг звезды за 241 день.

Третья планета под названием Майрити примерно в десять раз массивнее Юпитера и совершает оборот вокруг звезды за 1276 суток. Но и это еще не все. В 2010 году ученые объявили, что нашли в системе четвертый объект, с массой, как у самой большой планеты Солнечной системы. Однако в дальнейшем его существование не было подтверждено.

Пегас, Андромеда и Кассиопея на зимнем небе

5. Что такое Туманность Андромеды?

Туманность Андромеды — наиболее известный объект глубокого космоса, имеющийся в этом созвездии. Чтобы найти ее, нужно начать с Мираха (средней из трех звезд) и двигаться в направлении на Кассиопею. Сначала вам попадется тусклая звезда, а затем — очень бледное пятно невыразительных очертаний.

Это и есть Туманность Андромеды, которая на самом деле туманностью не является, поскольку пыль и газ — не основные ее компоненты. Свое название она получила в те времена, когда люди еще не знали ничего о ее природе. Только в XIX веке ученые установили, что в состав этого объекта, получившего обозначение М31 (или Мессье 31), входят звезды. А в 1923 году американский астроном Эдвин Хаббл доказал, что Туманность Андромеды находится за пределами Млечного Пути и является ближайшей к нам спиральной галактикой.