Потенциально землеподобная планета может терять атмосферу

Исследователи утверждают, что у планеты TRAPPIST-1e, ранее признанной потенциально пригодной для жизни, могут быть проблемы с атмосферой. Электрические токи в ее верхних слоях, вероятно, приводят к нагреву и расширению газов, которые при этом рассеиваются в космосе.

Представление художника о TRAPPIST-1e
Представление художника о TRAPPIST-1e. Источник: www.artstation.com

Планета TRAPPIST-1e

Американские ученые опубликовали в журнале The Astrophysical Journal исследование, согласно которому на экзопланете TRAPPIST-1e могут происходить процессы, приводящие к расширению ее атмосферных газов и их рассеиванию в космосе. Вследствие этого она может потерять их полностью.

TRAPPIST-1 — это не очень горячий красный карлик, расположенный от нас на расстоянии в 41 световой год, что не так уж и далеко. В свое время он стал чрезвычайно известным благодаря тому, что вокруг него обращаются семь планет, которые по своим размерам близки к Земле или Марсу. Три из них находятся в зоне обитаемости. При этом TRAPPIST-1e движется на расстоянии в 0,028 а.е. от центральной звезды, что гораздо меньше, чем орбита Меркурия. Однако благодаря тому, что центральное тело системы является красным карликом, условия на ней должны быть вполне пригодными для жизни.

Плотность TRAPPIST-1e на 2% выше, чем у Земли. При этом она немного меньше нашей планеты, поэтому сила тяжести на ее поверхности составляет 82% от той, к которой мы привыкли. Средняя температура на поверхности этого мира составляет 246 К, что лишь на 9°C меньше, чем на Земле.

Атмосфера планеты

Летящие от звезды высокоэнергетические частицы потенциально могут разрушить любую планетную атмосферу, если будут выбивать из нее молекулы в течение миллионов лет. Однако у миров, по своим характеристикам напоминающих Землю, должно быть мощное магнитное поле, которое защищает их от этого.

В то же время TRAPPIST-1e обращается значительно ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, и интенсивность звездного ветра там гораздо больше. Уже доказано, что, несмотря на наличие магнитных полей, первичную атмосферу из водорода планета не удержала бы. Однако это означает лишь то, что ее газовая оболочка, скорее всего, состоит из чего-то другого.

Авторы нового исследования еще раньше предположили, что при определенных условиях в атмосферах планет e, f и g могут возникать мощные электрические токи, которые нагревают газы даже сильнее, чем жесткое ультрафиолетовое излучение звезды. Теперь же они установили, что возможен и другой механизм возникновения этих токов — из-за орбитального движения экзопланеты. При этом происходит взаимодействие ее магнитных полей с полями родительской звезды. Ученые предполагают, что на TRAPPIST-1e работают оба механизма. Поэтому она действительно давно могла потерять всю свою атмосферу.