После гибели Солнца: планета у мертвой звезды рассказала о судьбе Земли

Американские астрономы сообщили об обнаружении весьма необычной системы, состоящей из белого карлика и экзопланеты размером с Землю. Она дает представление о том, какое будущее может ждать наш родной мир.

Будущее Солнечной системы

Сейчас наше Солнце находится в середине своего жизненного цикла. С возрастом, его светимость постепенно увеличивается. Считается, что через один – два миллиарда лет этот процесс приведет к тому, что температура нашей планеты поднимется настолько, что все океаны испарятся и это сделает невозможным существование какой-либо жизни.

Каменная планета в системе красного гиганта в представлении художника. Источник: ESO/L. Calçada

Но это еще не конец истории. Когда через пять миллиардов лет Солнце сожжет все запасы водородного горючего, оно начнет расширяться, превращаясь в красного гиганта. В ходе этого процесса оно уничтожит Меркурий и Венеру. Затем оно сбросит внешние слои своей атмосферы и от него останется лишь остывающее ядро, которое мы называем белым карликом.

Но что насчет Земли? Сумеет ли она пережить этот катаклизм? Пока у ученых нет точного ответа на этот вопрос. С одной стороны, расчеты показывают, что Солнце должно расшириться настолько, что достигнет земной орбиты. С другой стороны, в ходе этого процесса умирающая звезда будет терять массу, что может дать нашей планете возможность перейти на более удаленную орбиту и спастись. И недавнее открытие, сделанное астрономами из Калифорнийского университета в Беркли, показывает, что этот сценарий вполне реален.

Экзопланета у мертвой звезды

В 2020 году исследователи зафиксировали тысячекратное увеличение яркости одной из звезд в центре Млечного Пути. Оно было вызвано событием микролинзирования, когда более близкая звезда прошла на фоне. Ее гравитация выполнила роль линзы, увеличив яркость далекого светила.

Изображения области события микролинзирования, обозначенной перпендикулярными белыми линиями за несколько лет до события (снимок a), вскоре после пикового увеличения фоновой звезды в 2020 году (снимок b) и в 2023 году (снимок c). Точка света на снимке с — это фоновая звезда, чья яркость вернулась в норму. Белый карлик, вызвавший событие микролинзирования, слишком тусклый, чтобы его можно было увидеть. Источник: OGLE, CFHT, Обсерватория Кека

Изучив имеющиеся данные, астрономы установили, что в состав вызвавшей микролинзирование системы, входит звезда с массой примерно в половину массы Солнца, планета с массой Земли и очень большая планета, чья масса в 17 раз больше массы Юпитера — скорее всего, коричневый карлик.

Более детальный анализ показал, что землеподобная экзопланета находится на расстоянии 2 астрономических единиц от своей звезды (это в два раза больше расстояния между Землей и Солнцем). Однако оставалось неясно, что именно это за звезда, ибо ее свет терялся в бликах фоновый звезды.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, ученые прибегли к помощи телескопов обсерватории Кека. В 2023 году он сфотографировал место, где должна находиться звездная система. Их ожидал сюрприз. Изучив снимки, они не нашли ничего. Звезда оказалась настолько тусклой, что телескопам не удалось уловить ее свет.

Исходя из этого, а также массы объекта, ученые заключили, что речь идет о белом карлике — остатке звезды, которая некогда напоминала наше Солнце. В свою очередь, в прошлом орбита землеподобной экзопланеты могла проходить ближе к своей звезде. Возможно даже, она пролегала в зоне жизни.

Белый карлик
Белый карлик в представлении художника. Источник: NASA, ESA, Joseph Olmsted (STScI)

По словам исследователей, находка дает представление о том, как будет выглядеть Солнечная система после гибели Солнца. Также она подтверждает, что у нашей планеты есть шанс пережить этот катаклизм.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы открыли асимметричную экзопланету.

По материалам Phys.org