Под поверхностью Плутона существует океан, похожий на Мертвое море

Плутон посетил только один космический аппарат — New Horizons, который пролетел мимо карликовой планеты 14 июля 2015 года. Этот короткий, но значимый визит позволил получить впечатляющие изображения и огромное количество данных, открывших перед нами яркий и динамичный мир. Помимо сердца Плутона, плавучих ледяных холмов, азотных айсбергов и азотных ветров, данные New Horizons намекают на существование океана под ледяной корой карликовой планеты. Это фактически сделало Плутон и его крупнейший спутник Харон членами клуба «океанских миров».

Равнина Спутника на Плутоне. Источник: NASA / Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory / Southwest Research Institute

Десятилетиями планетологи считали, что Плутон слишком холоден для поддержания воды в жидком состоянии в своих недрах. Плутон вращается далеко за «линией замерзания» Солнечной системы, где летучие вещества становятся твердыми. При средней температуре поверхности -229°C даже азот и метан становятся твердыми, как камень. Расчеты ученых доказывали, что карликовая планета должна была бы потерять почти все свое тепло вскоре после формирования, и она холодная до самого ядра.

Данные New Horizons предоставили многочисленные доказательства того, что Плутон, вероятно, имеет внутренний океан. Существование этого океана еще обсуждается, но теория приобретает все большее признание. Планетологи Алекс Нгуен и доктор Патрик Макговерн использовали полученные данные от New Horizons для создания новых математических моделей, чтобы объяснить трещины и выпуклости во льду.

Плиты из азотного льда на поверхности Плутона. Источник: NASA

Их результаты показывают, что океан может существовать под ледяной оболочкой толщиной от 40 до 80 км. Такое глубокое расположение позволяет Плутону поддерживать состояние жидкой воды, несмотря на поверхностные условия. Они также рассчитали вероятную плотность или соленость океана на основе особенностей поверхности и определили, что океан Плутона может быть на 8% плотнее земных океанов. Такой уровень солености сделал бы океан Плутона сопоставимым с Большим Соленым озером, Мертвым морем и другими высокосолеными водоемами на Земле.

Если бы океан был менее плотным, ледяной панцирь разрушился бы, что привело бы к большему количеству трещин на поверхности. Если бы он был более плотным, ледяной покров был бы более плавучим, что было бы заметно по меньшему количеству трещин.

Ранее мы сообщали о том, в океане Энцелада найден ключевой компонент жизни.

По материалам universetoday.com