Под формацией Медузы на Марсе нашли большие залежи водяного льда

15 лет назад космический аппарат Mars Express открыл под формацией Медузы на Марсе большие залежи неизвестного материала. Сейчас ученые установили, что это ничто иное, как водяной лед и это очень важно для будущей колонизации Красной планеты.

Формация Медуза скрывает залежи льда
Формация Медуза скрывает залежи льда. Источник: Planetary Science Institute/Smithsonian Institution

Запасы водяного льда на Марсе

Ученые вернулись к изучению одной из самых загадочных особенностей Марса, которую когда-то открыл аппарат Mars Express. Результаты его исследований свидетельствуют о слоях водяного льда, простирающихся на несколько километров под землей. Это — самые большие запасы воды, когда-либо найденной в этой части планеты.

Более 15 лет назад Mars Express исследовал формацию Медузы, обнаружив массивные отложения на глубине до 2,5 км. Из этих ранних наблюдений было непонятно, что это такое, но теперь наконец объяснение найдено.

«Мы снова исследовали формацию Медузы, используя новые данные с радара MARSIS, установленного на Mars Express, и обнаружили, что залежи еще толще, чем мы думали: до 3,7 км толщиной», — говорит Томас Уоттерс из Смитсоновского института (США), ведущий автор научного исследования. «Впечатляет, что радиолокационные сигналы соответствуют тому, что мы ожидали увидеть от слоистого льда, и похожи на наблюдения, которые мы видим от полярных шапок Марса, очень богатых льдом».

Формация Медузы

Если лед, запертый в формации Медузы, растает, он покроет всю планету слоем воды глубиной от 1,5 до 2,7 м. Это самое большое количество воды, когда-либо найденное в этой части Марса, и ее хватило бы, чтобы заполнить Красное море на Земле.

Этот регион состоит из нескольких выветренных форм, имеющих сотни километров в диаметре и несколько километров в высоту. Расположенные на границе между марсианскими возвышенностями и низменностями, они являются одним из крупнейших источников пыли на Марсе.

Первоначальные наблюдения с Mars Express показали, что MFF является относительно прозрачным для радаров и имеет низкую плотность — обе характеристики, которые мы видим у ледяных отложений. Однако ученые не исключают, что эти особенности на самом деле являются гигантскими скоплениями пыли, вулканического пепла или осадка, поднимаемых ветром.

Вместо этого новые результаты свидетельствуют о слоях пыли и льда, которые прячутся под защитным слоем сухой пыли или пепла толщиной в несколько сотен метров.

Будущие исследования и сотрудничество

Хотя сейчас Марс кажется засушливым миром, поверхность планеты полна признаков того, что когда-то здесь было много воды. Мы также обнаружили значительные запасы льда на Марсе, такие как огромные полярные шапки, погребенные ледники ближе к экватору и приповерхностные залежи, пронизывающие грунт Красной планеты.

Огромные запасы льда вблизи экватора — такие, как те, что, как подозревают, скрываются под сухой поверхностью формации Медузы, не могли образоваться в условиях современного климата планеты. Они должны были сформироваться в предшествующую климатическую эпоху.

Объем и расположение этих ледяных залежей формации Медузы также делают их потенциально очень ценными для наших будущих исследований Марса. Миссии на Красную планету должны будут приземляться вблизи экватора, вдали от богатых льдом полярных шапок или высокоширотных ледников. И они будут нуждаться в воде как ресурсе — поэтому поиск льда в этом регионе является необходимым для человеческих миссий на планете.