Почти в три раза больше Черного моря: Mars Express сфотографировал крупнейшее озеро Марса

Европейское космическое агентство опубликовало снимки, сделанные аппаратом Mars Express. На них запечатлен регион под названием Caralis Chaos. По мнению ученых, в прошлом на его территории располагалось крупнейшее марсианское озеро.

Крупнейшее озеро Марса

Марс не всегда представлял собой пустынный и покрытый пылью мир. В далеком прошлом по поверхности планеты текли потоки воды, образовывавшие постоянные водоемы. Крупнейшим из них было озеро Эридания, существовавшее 3,7 млрд лет тому назад.

Карта, показывающая расположение озера Эридания. Источник: Jim Secosky/NASA

В те времена озеро Эридания занимало площадь более миллиона квадратных километров. Оно вмещало больше воды, чем все остальные марсианские озера вместе взятые, а также любое из современных озер на Земле. Его площадь почти в три раза превышала площадь Черного моря.

Топографическая карта региона Caralis Chaos. Источник: ESA/DLR/FU Berlin

По мере изменения марсианского климата, озеро Эридания начало уменьшаться в размерах. Постепенно оно распалось на ряд небольших озер, которые затем полностью высохли.

Кратеры и вулканическая активность

С тех времен место, где когда-то находилось озеро Эридания, сильно изменилось. Снимки Mars Express демонстрируют, как оно выглядит в наши дни. На месте дна бывшего водоема теперь находится множество возвышенных насыпей.

Снимок региона Caralis Chaos. Источник: ESA/DLR/FU Berlin

На снимках также заметны признаки вулканизма. Изображение Mars Express пересекает две длинные трещины, известные как разломы Sirenum Fossae. Их образование связано с формированием провинции Фарсиды — гигантского нагорья, являющегося домом для крупнейших вулканов Солнечной системы.

Один из участков марсианского региона Caralis Chaos, на котором в прошлом располагалось озеро Эридания. Источник: ESA/DLR/FU Berlin

Вулканическая активность также повлияла на формирование многочисленных морщинистых хребтов. Они выглядят как извилистые линии, пересекающие кадр по горизонтали. Морщинистые хребты часто встречаются на вулканических равнинах, образуясь при сжатии поверхности.

Пейзаж на месте бывшего озера также видоизменялся под воздействием космической бомбардировки. В большом центральном кратере видны следы текучего материала и прорезанных в его вале каналов. Это указывает на то, что вода здесь могла существовать и после исчезновения озера Эридания.

Ранее мы рассказывали о том, как будет действовать NASA в случае смерти астронавтов на Луне или Марсе.

По материалам ESA