Плотные и турбулентные среды способствуют звездообразованию

Астрономы исследовали рождение звезд в составе двойных и многокомпонентных систем. Они пришли к выводу, что плотность молекулярного облака и возмущения в нем положительно влияют на количество будущих светил.

Зона звездообразования
Молекулярное облако. Источник: Википедия

Как рождаются звезды в кратных системах

Ученые из Шанхайской астрономической обсерватории Китайской академии наук изучили рождение звезд в составе двойных и многокомпонентных систем. Для этого они исследовали молекулярные облака, известные как звездные ясли. Значительная часть светил рождается не в одиночестве, но подробно этот процесс никто не изучал.

Исследование осуществлялось с помощью телескопа Джеймса Клерка Максвелла (JCMT), размещенного на Гавайях, и массива радиотелескопов ALMA в Южной Америке. Объектом изучения стали Облака Ориона, расположенные в 1500 световых годах от нас.

С помощью JCMT исследователи обнаружили в их составе 49 холодных плотных ядер, внутри которых идет формирование звезд. Далее с помощью ALMA они установили, что только у 13 из них происходит формирование двойных или многокомпонентных систем. Из других получатся только единичные светила.

Плотность и турбулентная среда

Ученые обнаружили, что ядра, в которых формируются многокомпонентные системы, плотнее тех, что дадут начало единичным звездам. В частности, они связывают это с тем, что при увеличении плотности возмущением легче делить такие сгущения на части.

Турбулентная среда в Облаках Ориона
Ядра звездообразования в Облаках Ориона. Источник: SHAO

Кроме того, они наблюдали за шириной линий поглощения в спектрах ядер и пришли к выводу, что «многокомпонентный» вариант представляет собой сильно турбулентную среду. Из этого было сделано заключение, что в плотных газовых ядрах обычно присутствуют значимые турбулентности. Они эффективно «разрывают» зародыш на части, приводя к увеличению количества вышедших из него звезд.

Ученые отмечают, насколько удачным оказалось совместное использование JCMT и ALMA, и считают, что в дальнейшем с помощью этой пары телескопов можно будет исследовать больше зон звездообразования. Ведь роль магнитных полей в этих процессах до сих пор остается непонятной.