Первое осеннее противостояние: астероид Юнона

«Первая четверка» объектов Главного астероидного пояса, открытая с 1801 по 1807 год, занимает особое место в истории астрономии. С нее началось знакомство человечества с совершенно новым классом небесных тел — астероидами. Три объекта из этой четверки сейчас видны на небе в достаточно удачных условиях. 7 сентября в противостоянии окажется Юнона (3 Juno), блеск которой при этом достигнет 7,7ᵐ, и ее несложно будет увидеть даже в небольших бинокли.

Юнона заметно выделяется среди ярких астероидов Главного пояса. Во-первых, она имеет сравнительно небольшой размер: ее средний диаметр оценивается в 250 км. Это меньше не только ее «соседок» по нумерации Паллады (2 Pallas) и Весты (4 Vesta), у которых этот показатель превышает 500 км, но, например, Гигеи (10 Hygiea) и Европы (52 Europa). Несмотря на это, видимый блеск Юноны почти постоянно выше, чем у двух последних объектов. Это связано с ее светлой поверхностью, отражающей почти 25% солнечного излучения видимого диапазона.

Видимый путь Юноны по созвездию Водолея в сентябре 2022 года. Источник: in-the-sky.org

К тому же видимая яркость Юноны довольно сильно меняется в зависимости от точки, в которой происходит ее противостояние. Дело в том, что она имеет наиболее вытянутую орбиту среди объектов первой «четверки» (эксцентриситет 0,255). Когда оппозиции этого астероида наблюдаются у перигелия, он также очень близко подходит к Земле. Минимально возможное расстояние до него может лишь немного превышать одну астрономическую единицу, которая, напомним, равна среднему радиусу земной орбиты (149 597 870 км). В это время блеск Юноны возрастает до 7,4ᵐ. Такое противостояние состоится в конце октября 2031 года. В оппозициях вблизи афелия, напротив, расстояние до астероида составляет 2,3 а.е. и его яркость не достигает 9-й звездной величины.

Анимация вращения Юноны вокруг своей оси, составленная по данным наблюдений радиотелескопа ALMA

Противостояние в нынешнем году относится к благоприятным, единственное неудобство — во время него Юнона будет находиться чуть южнее небесного экватора, постепенно сдвигаясь еще дальше на юг. Следовательно, жители Южного полушария нашей планеты имеют при ее наблюдениях небольшое преимущество. На широте Киева этот объект будет подниматься над горизонтом на 30-35°, что тоже достаточно много. К Юноне еще не приближался ни один автоматический аппарат, и специализированные миссии к ней пока не планируются. Информация о ее размере и форме получена исключительно с помощью наземных обсерваторий. В последнее время ее изучение эффективно осуществляется с помощью массива радиотелескопов ALMA в Чилийских Андах. Возможно, больше нам расскажет о «третьем астероиде» новый космический телескоп James Webb.