Perseverance нашел самую важную марсианскую скалу

Марсоход NASA Perseverance обнаружил уникальную скалу, которая может свидетельствовать о существовании микробной жизни на Марсе в далеком прошлом. Эта находка получила название Cheyava Falls. Камень размером 1 на 0,6 метра был найден 21 июля в регионе Neretva Vallis. Миллиарды лет назад эта долина была заполнена жидкой водой, что создавало условия для возможного развития жизни.

Cheyava Falls
В июле 2024 года марсоход NASA Perseverance обнаружил «леопардовые пятна» на красной скале под названием Cheyava Falls в марсианском кратере Езеро. Ученые считают, что пятна могут свидетельствовать о том, что миллиарды лет назад химические реакции в этой скале могли поддерживать микробную жизнь. Авторство: NASA

Скала имеет длинные белые прожилки сульфата кальция и полосы, вероятно, гематита. Однако особый интерес вызывают десятки грязно-белых кругов с черной каймой, каждый около миллиметра шириной, которые NASA описала как «пятна леопарда». Химический анализ показал, что черные кольца содержат железо и фосфаты.

«Эти пятна стали большой неожиданностью. На Земле подобные особенности в горных породах часто ассоциируются с окаменелыми микробами», – отметил астробиолог Дэвид Фленнери.

Cheyava Falls
Изображение Cheyava Falls указывает на отметины, похожие на пятна леопарда, которые особенно восхитили ученых, и оливин в скале. Изображение было сделано инструментом WATSON на марсоходе NASA Perseverance 18 июля 2024 года. Авторство: NASA

На нашей планете такие пятна образуются в результате химических реакций, которые меняют цвет пород и образуют железные и фосфатные кольца. Такие реакции также высвобождают энергию, которая может быть источником питания для микробов. Ученый Кен Фарли назвал Cheyava Falls самой загадочной и потенциально важной скалой, обнаруженной Perseverance.

Впрочем, происхождение этих пятен остается неясным. Одна из гипотез заключается в том, что скала изначально была грязью с органическими соединениями, которые впоследствии превратились в камень. Жидкость, проникающая через трещины, принесла минеральные отложения, создавая кальциевые прожилки и пятна.

Другое объяснение связано с наличием оливина, минерала, образующегося в магме. Это может свидетельствовать о том, что пятна Cheyava Falls появились в результате химических реакций при высокой температуре, несовместимой с жизнью.

NASA отметила, что дальнейшие исследования этой скалы возможны только после возвращения ее на Землю. Тем временем Perseverance продолжает исследования в регионе Neretva Vallis. Аэрокосмическая администрация планирует отправить экипаж на Марс в 2030-х годах, но из-за задержек с возвращением людей на Луну и неготовности SpaceX Starship эти планы могут отложиться.

Ранее мы сообщали о том, как марсоход Curiosity нашел на Марсе чистую серу.

По материалам nasa.gov