Персеиды: все, что нужно знать о главном небесном шоу лета

Если вы любите смотреть на ночное небо, то возможно обратили внимание, что за последние дни на нем начали появляться «падающие звезды». Это первые предвестники метеорного потока Персеиды, часто называемого главным небесным шоу лета. Но откуда он взялся и почему получил такую известность? Давайте разбираться.

Что такое метеорный поток

Начнем с определения метеорного потока. Это явление возникает, когда Земля проходит через шлейф пыли, как правило, оставленный какой-либо кометой. Поскольку частицы движутся примерно по той же траектории, что и их «прародительница», для наземных наблюдателей порожденные ими метеоры выглядят расходящимися из одной точки на небесной сфере (он называется радиантом).

Радиант метеорного потока. Источник: NASA/Preston Dyches

Метеоры не следует путать с метеоритами. Метеор — это огненный след, возникающий при вхождении небесного тела в атмосферу. Метеоритом же называют ту часть тела, которой удается достигнуть поверхности Земли. Поскольку метеорные потоки возникают при вхождении в атмосферу частичек пыли, большинство которых по размерам не превышают песчинку, они не несут никакой угрозы для нашей планеты и не приводят к появлению метеоритов. Практически вся пыль сгорает в атмосфере.

Метеорный поток также не следует путать с метеоритным дождем. Метеоритным дождем называют множественное выпадение метеоритов, которое происходит при разрушении крупного объекта.

Источник происхождения Персеидов

Как и большинство метеорных потоков, Персеиды возникают, когда Земля проходит через кометный хвост. Он оставлен кометой 109P/Свифта — Туттля. Это довольно крупная хвостатая гостья. Диаметр ее ядра оценивается в 26 км. Сама комета приближается к Солнцу лишь примерно один раз в 135 лет, но вот через ее хвост Земля проходит ежегодно.

Орбита Земли и положение хвоста кометы Свифта — Туттля. Источник: Sky & Telescope

Стоит отметить, что комета Свифта — Туттля — это самый крупный околоземный объект, совершающий регулярные опасные сближения с Землей. С учетом размеров, ее столкновение с нашей планетой привело бы к катастрофическим последствиям для всего живого. К счастью, расчеты показывают, что в ближайшее тысячелетие комета не представляет угрозы для Земли. Сделать более долгосрочный прогноз сложно, поскольку орбита Свифта — Туттля меняется после каждого пролета Солнца.

Почему Персеиды получили такую известность

На пике активности Персеид наблюдатели могут увидеть 50–60, а иногда и больше метеоров в час. Это весьма неплохой показатель, но все же не рекордный. Метеорные потоки Леониды и Геминиды обычно мощнее Персеид.

Метеор из потока Персеиды, сфотографированный с вершины альпийской горы Чиргант. Источник: Nicholas Roemmelt

Однако в случае метеорными потоками важно не только количество, но и условия наблюдения. Леониды и Геминиды видны в ноябре и декабре. В это время в северное полушарие приходит зима, из-за чего погодные условия портятся. Небо часто закрыто облаками, да, и в конце концов, не стоит сбрасывать со счетов температурный фактор. Намного приятнее наблюдать за небом комфортной летней ночью, нежели во время холодов.

Пик Персеид приходится на первую половину августа. В это время в северном полушарии все еще теплые ночи, а небо обычно свободно от облаков.

Когда и как наблюдать Персеиды

Первые Персеиды обычно появляются на небе в середине июля. Но своего максимума поток достигает в августе. В 2024 году пик Персеид прогнозируется на ночь с 12 на 13 августа. В это время лунный диск будет освещен на 50%. Поэтому оптимальным временем для наблюдения Персеид будет промежуток между полуночью, когда Луна уже зайдет за горизонт, и восходом Солнца. Зачастую метеоры лучше всего видны перед самым рассветом.

Положение радианта метеорного потока Персеиды на небе.

Радиант потока будет расположен в созвездии Персей (отсюда и название). Его проще всего отыскать, если найти созвездие Кассиопея (его легко опознать по знаменитому астеризму в форме буквы «W»). Созвездие Персей будет располагаться прямо под ним.

Положение радианта метеорного потока Персеиды на небе.

Практика показывает, что больше всего метеоров удается увидеть, если смотреть не в направлении радианта, а в точку примерно посередине между ним и зенитом. 12–13 августа в полночь она расположится в северо-восточном направлении в 65° над горизонтом, недалеко от звезды β Кассиопеи (верхней в знаменитой букве «W» этого созвездия), и далее до утра будет постепенно подниматься над горизонтом. В таких условиях достаточно удобно наблюдать лежа, а еще лучше — в шезлонге, развернутом головой на юго-запад.