Парадокс Ферми: вопросы и ответы

Мы уже рассказывали о так называемом «парадоксе Ферми». В сокращенном изложении его суть заключается в том, что если бы в нашей Галактике была хотя бы еще одна технологически развитая цивилизация, способна совершать межзвездные перелеты — она бы уже давно «оккупировала» весь (или почти весь) Млечный Путь и мы бы наблюдали неоспоримые признаки ее присутствия. Конечно, многие вспомнят в этом месте многочисленных свидетелей появления НЛО или странные археологические находки, считающиеся признаками «палеоконтактов»… но все эти свидетельства нельзя считать бесспорными, хотя бы потому, что они не присутствуют в нашей жизни, скажем так, на постоянной основе, а следовательно, вопрос реальности внеземного разума остается открытым.

Пессимистически настроенные ученые предлагают простейшее объяснение этого парадокса — признать, что мы одиноки на нашем «звездном острове» (а может быть, и в пределах всей Местной группы). Это не исключает того, что другие развитые цивилизации, способные преодолеть межзвездные расстояния, возникнут в будущем или существовали в прошлом, но по определенным причинам пришли в упадок или совсем исчезли. До недавнего времени преобладающая часть научного сообщества была склонна разделять это мнение, но большое количество экзопланет, открытых за последние десятилетия, и выявление некоторых закономерностей эволюции живой материи добавили аргументов энтузиастам поисков внеземного разума.

Тут нужно объяснить, почему в этих рассуждениях мы ограничиваемся только Местной группой. Как известно из Общей теории относительности, наибольшая скорость, которую можно развить в нашей Вселенной — скорость света в вакууме (299 792 км/с), причем на это способны лишь фотоны (кванты электромагнитного излучения, не имеющие так называемой массы покоя). Материальные тела разогнать до такой скорости теоретически возможно, но это потребует огромной энергии, поэтому принято считать, что межзвездные путешествия будут совершаться в десять раз медленнее — то есть со скоростью 0,1 c (около 30 тыс. км/с), что является весьма оптимистичным предположением. Это позволит добраться до ближайших звезд за 40-100 лет, но на то, чтобы пересечь Млечный Путь по диаметру, нам уже пришлось бы потратить миллион лет.

Межзвездные расстояния — если речь не идет о двойных или кратных звездах — в десятки и сотни тысяч раз превышают межпланетные: например, ближайшая звезда Проксима Центавра расположена от Солнца в 90 тысяч раз дальше, чем планета Нептун. Примерно такая же ситуация в случае с межзвездными и межгалактическими расстояниями. Ближайшую галактику, не входящую в Местную группу (она имеет обозначение NGC 300), отделяет от нас 6 млн световых лет, а следовательно, двигаясь со скоростью 0,1 c, мы доберемся до нее аж за 60 млн лет. Это уже совсем другие масштабы пространства и времени. К тому же не стоит забывать, что благодаря космологическому расширению Вселенной объекты на расстоянии миллиарда световых лет уже удаляются от нас со скоростью чуть меньше 0,1 c, поэтому мы их просто «не догоним». Конечно, можно представить себе сверхразвитую цивилизацию, научившуюся преодолевать любые расстояния почти мгновенно… но такую версию лучше рассмотреть в конце статьи. А теперь попытаемся перечислить объяснения «парадокса Ферми», предложенные теми, кто не склонен считать человечество единственной разумной расой Млечного Пути.

Цивилизационное самоубийство

Современная технологическая цивилизация существует не больше пары тысяч лет — это невероятно короткое время по меркам Вселенной. Впрочем, мы уже столкнулись со многими проблемами, созданными непосредственно человечеством и способными его уничтожить или, по крайней мере, «откатить» на примитивный уровень, не предполагающий возможности межзвездных путешествий. Если такие проблемы подстерегают большинство развитых цивилизаций — неудивительно, что никто из них так и не вышел на «галактические просторы». Кроме того, нас ожидают и внешние факторы, которые не зависят от человеческой деятельности, но могут иметь не менее губительное влияние на наше будущее (столкновение Земли с астероидом или кометой, непредсказуемые флуктуации солнечной активности и т.д.).

Неподъемная жизнь

Возможно и такое, что разумный вид, даже достигнув уровня технологической цивилизации, все же не сможет покинуть родную планету из-за каких-то особенностей своих представителей. Представьте, что на Земле нужного уровня развития достигли дельфины либо другие существа, которым для нормальной жизни нужны большие объемы воды. Как они «потащат» ее за собой в космос? Еще один вариант описывался в нескольких фантастических рассказах — мыслящие плазмоидные образования в атмосферах газовых гигантов. Им проще будет отправиться в межзвездное путешествие вместе с собственной планетой, что не является абсолютно невозможным, но требует гораздо больших знаний и усилий, чем строительство и запуск космического корабля (даже очень большого).

Суровый космос

Собственно, и человечество пока «оторвалось от Земли» на крошечное по галактическим меркам расстояние, равное радиусу лунной орбиты. Летавшие к Луне астронавты до 12 суток находились вне атмосферы и радиационных поясов нашей планеты, защищающих ее от высокоэнергетических частиц солнечного ветра и космических лучей, и успели получить за это время достаточно высокие дозы радиации. Межпланетные путешествия продлятся в десятки раз дольше. Следовательно, там эта проблема окажется еще острее. Конечно, методы защиты человека от опасных факторов космического пространства постоянно совершенствуются, но во время межзвездных перелетов эта задача существенно усложнится.

Если космический корабль будет двигаться по Галактике с уже упомянутой скоростью 0,1 c, примерно такой же окажется и относительная скорость всей материи в окружающем пространстве — от отдельных атомов до частиц межзвездной пыли. При столкновении с ними должно выделяться огромное количество энергии: например, «встреча» с песчинкой размером 1 мм (и массой примерно 2 мг) приведет к взрыву мощностью около миллиарда джоулей, то есть более 200 кг в тротиловом эквиваленте. А таких песчинок за десятки лет космического путешествия на пути нашего звездолета попадется не одна и не две. Эффективной защиты от такой «бомбардировки» до сих пор нет, и неизвестно, возможна ли она вообще. Этот фактор тоже ставит галактическую экспансию под большое сомнение, или как минимум будет сильно ее замедлять, поскольку после каждого перелета к ближайшей звезде с пригодной для жизни планетой межзвездным путешественникам фактически придется строить новое «транспортное средство».

Право первого разума

Интересное объяснение «парадокса Ферми» предложили несколько астрономов, среди которых был профессор Стэнфордского университета Лоренс Брейзуэлл. В общем это можно описать так: нашей Галактике уже 10-11 млрд лет. Первоначально большую часть ее населения составляли горячие массивные звезды, активное существование которых длится не более нескольких сотен миллионов лет. Из водорода и гелия — основных химических элементов ранней Вселенной — они синтезировали в своих недрах более тяжелые элементы, необходимые для формирования каменистых планет. Позже они взрывались как сверхновые и рассеивали эти элементы в межзвездном пространстве. Впоследствии их «продукция» попала в области звездообразования, где формировались звезды с планетными системами, уже пригодными для зарождения и развития живых организмов известных нам типов.

Все эти процессы по всему Млечному Пути протекают примерно с одинаковой скоростью, в итоге приводя к появлению разумных видов, и так случилось, что первым таким видом стало именно человечество. То есть наши «братья по разуму» почти наверняка уже существуют, но… они еще «маленькие». И даже если мы с ними примерно одного «возраста» — и им, и нам еще нужно время, чтобы выйти на межзвездные просторы и встретиться.

Сложности перевода

Но представим себе цивилизацию, умудрившуюся преодолеть все проблемы, связанные с межзвездными перелетами, и начавшую постепенное заселение Галактики. Кто сказал, что ее представители будут похожи на людей и обратятся к нам на языке, который мы сможем понять? Когда земные ученые дискутируют о поисках внеземной жизни, они почти всегда говорят о самовоспроизводящихся структурах, базирующихся на углеродных цепочках и биохимических реакциях в водных растворах. Такую концепцию даже назвали «водно-углеродным шовинизмом», но правда в том, что образцы живой материи, построенные по другим принципам, нам еще не встречались, и мы даже не знаем, какими эти принципы могут быть. Возможно, «чужой разум» уже давно существует рядом с нами, просто мы не можем отличить его носителей от «неживой природы». А может, они сами не хотят лишний раз попадаться нам на глаза.

Принцип невмешательства

Строго говоря, почему мы решили, что инопланетяне, прибывшие в Солнечную систему и заметившие наличие разумной расы на третьей от Солнца планете, сразу бросятся с нами знакомиться? Даже в пределах родной Земли человечество имеет достаточно примеров негативных последствий контактов обществ с разными уровнями развития. Цивилизация, научившаяся путешествовать между звездами, наверняка окажется достаточно разумной, чтобы уберечь землян (а возможно, и себя) от подобного «культурного шока». Скорее всего, ее представители будут наблюдать за нами, никак не обнаруживая своего присутствия, пока не решат, что мы уже дозрели до того, чтобы их увидеть.

Вернемся теперь к размышлениям о «всемогущих» пришельцах, которые научились передвигаться со скоростями существенно выше световой. Конечно, уровень их технологий позволит им не только это: они еще смогут оставаться невидимыми либо идеально маскироваться под какие-нибудь предметы, птиц, животных, в конце концов — других людей. Без особого напряжения они выучат человеческие языки, защитят себя от возможной угрозы со стороны земных вирусов и бактерий. Им будет сложно удержаться от вмешательства в какие-то важные общественно-исторические события… Все эти сценарии уже много раз описывались в различных фантастических произведениях и теориях всемирного заговора, и на самом деле мы не можем полностью исключить их из рассмотрения. Единственный путь когда-нибудь выявить представителей такой «суперцивилизации» — постоянно углублять наши знания об окружающем мире, искать в нем кажущиеся несоответствия и интересные закономерности. Возможно, настанет день, когда пришельцы сами решат, что человечество наконец-то «созрело» для безопасного контакта с ними, и тогда мы узнаем наверняка о существовании «старших братьев по разуму».

Но пока все выглядит таким образом, что этими «старшими братьями» являются люди — по крайней мере, в пределах нашей Галактики.