От Лайки до Уголька: история собак в космосе

26 августа отмечается Международный день собаки. В честь этого праздника редакция Universe Space Tech решила вспомнить про братьев наших меньших, которые летали в космос. Сразу скажем, что это не самая веселая история — ведь далеко не всем собакам удалось благополучно вернуться на Землю. Но все же их жертва не была напрасной: четвероногие друзья помогли нам проложить дорогу в космос. Так что самое время вспомнить о них.

Суборбитальные собаки

В основном собак в космос отправлял Советский Союз. Эта практика стартовала еще в начале 1950-х во время ранних суборбитальных пусков, целью которых являлось изучение верхних слоев атмосферы и воздействий условий полета на живые организмы.

Собаки Дезик и Цыган. Источник: Wikipedia

Собаки были выбраны потому, что ученые считали, что они легче, чем обезьяны, поддаются дрессировке, дешевле и хорошо переносят длительные периоды бездействия. Для полетов отбирались бродячие псы, которые, как предполагалось, лучше адаптируются к стрессу.

Первыми в космосе побывали собаки Дезик и Цыган. Это произошло 15 августа 1951 года. Животные находились на борту ракеты Р-1, которая была создана на базе «Фау-2». Она поднялась на максимальную высоту 110 км, преодолев линию Кармана. Дезик и Цыган успешно вернулись на Землю на борту возвратной капсулы.

Ракета Р-2А с двумя собаками-испытателями (Пальма и Кусачка) на полигоне Капустин Яр. Источник: Wikipedia

Впрочем, далеко не все полеты заканчивались так успешно. Так, тот же Дезик погиб во время своего следующего полета, потому что парашют не раскрылся. Цыгану повезло больше. Он был взят в качестве домашнего питомца советским физиком Анатолием Благонравовым. В общей же сложности, в 1950-е суборбитальные полеты совершили почти полсотни собак. 13 из них погибли.

В 1960-х Китай тоже осуществил два суборбитальных пуска с собаками. Оба пса благополучно вернулись на Землю. По некоторым данным, во время одного из беспилотных тестов космического корабля «Шэньчжоу» на его борту тоже находилась собака — но Китай никогда официально не подтверждал эту информацию.

Обреченная Лайка

После запуска первого спутника, Советский Союз хотел развить успех и вновь поразить мир каким-то достижением. А что может быть эффектнее, чем первое живое существо на орбите? Так было решено посадить на борт следующего космического аппарата собаку. А поскольку главным тогда было как можно скорее осуществить запуск, это автоматически выносило несчастному животному смертный приговор. Ведь на тот момент в распоряжении СССР не было технологии, позволявшей вернуть живое существо из космоса.

Собака Лайка

Но на тот момент это никого особо не беспокоило. Выбор пал на собаку по кличке Кудрявка, которую переименовали в Лайку из-за звонкого лая. Предполагалось, что собака проживет около недели. На этот срок заправили кормушку, добавив в последнюю порцию дозу яда, чтобы избавить собаку от мучений.

Лайка отправилась в космос 3 ноября 1957 года. Она погибла уже на пятом витке. Из-за ошибки расчета площади спутника и отсутствия системы терморегулирования температура внутри начала быстро подниматься и собака умерла от перегрева. При этом СССР в течение еще недели публиковал отчеты о самочувствии уже мертвой Лайки, после чего объявил, что усыпил ее.

С научной точки зрения  полет доказал, что живое существо может пережить запуск на орбиту и невесомость. С моральной же точки зрения запуск в космос собаки, не имевшей никаких шансов на спасение, вызвал много критики в западных странах — так что пропагандистский эффект оказался не совсем таким, как на это рассчитывали в СССР. Также известно, что некоторые сотрудники, участвовавшие в подготовке Лайки, психологически тяжело перенесли смерть собаки и позже испытывали сожаления.

Белка и Стрелка

Следующие запуски собак в космос проводились в рамках испытаний космического корабля «Восток». Его первыми испытателями стали собаки Лисичка и Чайка. Утверждается, что Лисичка была любимицей Королева, и перед полетом он даже сказал ей: «Я так хочу, чтобы ты вернулась».

Лисичка и Чайка

Увы, но этого не произошло. Из-за сбоя во время пуска, ракета с кораблем упала на землю и взорвалась. Лисичка и Чайка погибли. После этого было решено разработать систему аварийного спасения, позволявшую спасти космического экипаж корабля не только во время выхода на орбиту, но и в процессе запуска.

Следующими космическими собаками стали Капля и Вильна, которым перед полетом дали новые клички, под которыми их и узнал весь мир: Белка и Стрелка. Их полет в августе 1960 года прошел намного благополучнее. Собаки успешно вернулись на Землю и прожили до глубокой старости.

Белка и Стрелка

Но на этом полеты космических собак не закончились. Следующими на орбиту отправились Пчелка и Мушка. Сам полет прошел успешно, но во время возвращения на Землю произошел сбой в работе тормозной установки. Корабль начал возвращаться на Землю по нерасчетной траектории. Чтобы предотвратить посадку на территории другой страны, он был подорван. Собаки погибли.

После этого состоялось еще три полета «Востоков», в ходе которых в космосе побывали собаки Жулька, Жемчужина, Чернушка и Звездочка. Все они благополучно вернулись на Землю, проложив дорогу Юрию Гагарину.

Последними собаками в космосе стали Ветерок и Уголек. Это произошло в 1966 году. Целью эксперимента было выяснить, как длительное пребывание в космосе скажется на живом организме. В общей сложности, собаки провели на орбите 23 дня. За это время их корабль несколько раз пересекал радиационный пояс.

Ветерок и Уголек

Ветерок и Уголек вернулись на Землю в ужасающем физическом состоянии. Их шерсть поредела и вылезала клочьями, на многих местах — только голая кожа, опрелости и пролежни. Собаки не стояли на ногах и были очень слабыми. Тем не менее ученым удалось выходить Ветерка и Уголька. Впоследствии они дали здоровое потомство.

С тех пор больше никто и никогда не запускал собак в космос. И, пожалуй, это к лучшему. Хоть собаки и помогли людям покорить космос, однако за это пришлось заплатить довольно большую цену. Остается лишь радоваться, что сейчас мы можем получить нужные данные, не подвергая угрозе наших четвероногих друзей.

Прототип китайской многоразовой ракеты Nebula- разбился во время посадки
Атмосферы экзопланет могут «скрываться» от исследователей
Присоединяйтесь к NASA Space Apps Challenge и получите шанс поехать в США и создать собственный стартап!
Снег и зеленое кольцо: спутник NASA сфотографировал «новозеландскую Фудзи»