Орбита горячего юпитера оказалась самой вытянутой из всех экзопланет

Экзопланеты имеют самые разнообразные размеры и формы, иногда чрезвычайно странные. Среди них есть такие, которые похожи на футбольный мяч, или такие, где идет дождь из драгоценных камней, а некоторые имеют плотность ваты или вообще покрыты лавой. Последнее исследование выявило экзопланету под названием TIC 241249530 b, которая отличается своей экстремальной орбитой.

TIC 241249530 b
С помощью 3,5-метрового телескопа WIYN Национальной обсерватории Китт-Пик Национального научного фонда США, программы NSF NOIRLab, астрономы обнаружили экстремальную орбиту экзопланеты TIC 241249530 b

Большинство планет не имеют идеально круговой орбиты — они обычно вытянуты. Эксцентриситет, измеряющий степень вытянутости орбиты, варьируется от 0 до 1, где 0 — идеально круглая, а 1 — очень вытянутая. Например, эксцентриситет орбиты Плутона — 0,25, тогда как у Земли — всего 0,02.

Однако орбита TIC 241249530 b имеет эксцентриситет 0,94. Это означает, что, если бы планета вращалась вокруг нашего Солнца, ее перигелий был бы в 10 раз ближе орбиты Меркурия, а апогелий достигал бы Земли. Температура на поверхности такой планеты колебалась бы между теплым летним днем и жарой, достаточной для плавления титана.

Эти колебания температуры заинтересовали ученых, ведь они могут дать представление об атмосфере планеты. Джейсон Райт из Пенсильванского штата отметил, что они хотят исследовать, как меняется атмосфера после приближения планеты к своей звезде. Космический телескоп им. Джеймса Уэбба имеет чувствительность, достаточную для изучения этих изменений, поэтому впереди еще много открытий.

Ученые также хотят понять, как будет меняться орбита планеты со временем. Они предполагают, что приливные силы от сближения с материнской звездой сделают орбиту планеты более круговой.

Этот тип планет называется горячими юпитерами. Они похожи по размеру на Юпитер, но находятся значительно ближе к своим звездам. Астрономы не уверены, как такие планеты оказываются близко к своим звездам, и предполагают, что они могут образовываться дальше и мигрировать ближе со временем. Изучение TIC 241249530 b может помочь ответить на этот вопрос.

Арвинд Гупта из NOIRLab заметил, что эта экзопланета является своеобразным снимком процесса миграции. Хотя мы не можем наблюдать за миграцией планет в реальном времени, такие редкие планеты помогают разгадать историю формирования горячих юпитеров.

Ранее мы сообщали о том, как астрономы обнаружили ультрагорячий нептун.

По материалам noirlab.edu