Определено вероятное место падения крупнейшего за последний миллион лет астероида

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Падения крупных небесных тел приводят не только к возникновению ударных кратеров, но и к формированию ряда специфических пород. Одними из них являются тектиты — оплавленные кусочки природного стекла, характеризующиеся однородным строением, а также крайне низким содержанием воды и других летучих веществ. Тектиты единого происхождения распределены не случайно: они образуют поле разброса, размер и форма которого зависят от траектории и массы упавшего объекта.

Тектиты. Источник: Brocken Inaglory

Еще в первой половине XX века ученые открыли т.н. австралазийское поле разброса тектитов. По разным подсчетам, оно занимает от 10% до 30% поверхности земного шара. Его территория захватывает Австралию, Индонезию, Индокитай, Филиппины и Малайзию. Проведенные анализы показали, что относящиеся к нему тектиты образовались примерно 790 тыс. лет назад.

И здесь ученые столкнулись с проблемой. С учетом размера австралазийского поля оно должно было сформироваться в результате падения крупного объекта, оставившего после себя многокилометровый кратер. Чтобы тектоническая активность и эрозия могли стереть с лица Земли следы столь крупной ударной формации, недостаточно даже миллиона лет. Тем не менее, до недавнего времени геологи не могли найти подходящего кратера, который можно было бы связать с австралазийскими тектитами.

Однако эта загадка, похоже, уже близка к решению. В недавнем выпуске журнала Proceedings of the National Academy of Sciences была опубликована статья международного коллектива геологов. Ее авторы считают, что искомый кратер погребен под слоями застывшей лавы на территории плато Боловен в южной части Лаоса.

Ученые пришли к этому выводу, опираясь на результаты химического анализа тектитов, датировки базальтов плато Боловен и особенностей местных пород. Но ключевым фактором стало обнаружение в этом регионе гравитационной аномалии, указывающей на наличие на территории плато крупной выемки, которая была заполнена вулканическими породами — именно они и скрыли все ее видимые следы.

По словам исследователей, погребенная под лавовыми потоками ударная формация имеет размеры 13×17 км. На данный момент это крупнейший известный нам земной кратер возрастом менее миллиона лет. Он образовался при падении объекта поперечником в несколько сотен метров.

По материалам: https://nplus1.ru