Обсерватория Fermi показала Вселенную глазами инопланетян

Вселенная наполнена светом. Но человеческий глаз улавливает лишь крохотный диапазон длин волн спектра, поэтому вся красота всемирного высоко- и низкоэнергетического излучения для нас недоступна невооруженным глазом. К счастью, мы создали инструменты, позволяющие увидеть невидимые лучи. Один из таких приборов имеет космический гамма-телескоп NASA Fermi — обсерватория, висящая на низкой околоземной орбите и наблюдающая за гамма-лучами света наивысшей энергии во Вселенной.

Fermi
Благодаря такой анимации мы можем увидеть Вселенную такой, какой, возможно, ее видят огромные глаза инопланетян. Анимация: NASA

Fermi постоянно следит за всем небом, наблюдая источники гамма-излучения и за тем, как они изменяются со временем. Его наблюдения позволяют астрономам создавать и обновлять карту источников гамма-излучения. Благодаря Fermi была создана анимация, показывающая гамма-излучение от 1525 источников, представленных пульсирующими фиолетовыми кругами, собранных в период с февраля 2022-го по февраль 2023 года. При этом каждый кадр отображает три дня наблюдений. Чем больше круг, тем ярче гамма-излучение. Желтый круг представляет видимый путь Солнца по небу за этот период времени. Плоскость Млечного Пути на анимации выглядит оранжевой полосой, простирающейся через центр изображения. В ней тоже присутствует гамма-излучение — более яркий цвет означает более яркое свечение.

Большинство излучения происходит от типа галактик, известных как блазары. Это подгруппа квазаровых галактик. Квазар — это галактика с чрезвычайно активным ядром. Сверхмассивная черная дыра поглощает вещество с огромной скоростью. Этот материал настолько нагревается вокруг сверхмассивной черной дыры, что излучает самый яркий свет во Вселенной.

Некоторые из этих квазаров испускают струи плазмы из галактического ядра. Когда черная дыра питается, часть вращающегося вокруг нее материала отклоняется и ускоряется вдоль линий магнитного поля за пределами горизонта событий. Когда он достигает полюсов, этот материал «выстреливает» в космос на скоростях, приближающихся к световой. Блазар — это квазар, струя которого направлена на Землю или почти на нее. Благодаря такой ориентации свет становится еще ярче по всему спектру. Блазары являются известными источниками гамма-излучения, но их свет колеблется на довольно коротких временных шкалах.

Ранее мы сообщали о том, как блазар оказался источником нейтрино высоких энергий.

По материалам NASA.