Обнаружено древнейшее упоминание о северном сиянии в истории человечества

Исследователи нашли старейшее известное упоминание о северном сиянии, описанном в древнем китайском тексте, датированном примерно X веком до н. э. Описание событий космической погоды предшествует предыдущему старейшему упоминанию полярных сияний примерно на три столетия. Об этом открытии сообщает Advances in Space Research.

В новом исследовании ученые из Университета Нагоя в Японии оценили «Бамбуковые анналы» (Zhushu Jinian на мандаринском диалекте китайского языка), в которых ведется хроника истории Китая с самых ранних легендарных времен до времени их вероятного составления в IV веке до н. э. В тексте, где время от времени встречаются сообщения о необычных наблюдениях в небе, исследователи изучили упоминание о «пятицветном свете», наблюдаемом в северной части неба ближе к концу правления короля Чжао династии Чжоу. Этот фрагмент, вероятно, был написан примерно в 977—957 годах до н. э.

История
Старейшее упоминание о северном (полярном) сиянии в истории человечества датируется Х веком до н. э. Иллюстрация: NBC News

Исследователи обнаружили, что запись «пятицветного света» согласуется с большой геомагнитной бурей, вызывающей полярные сияния. В X веке до н. э. северный магнитный полюс Земли был наклонен к евразийской стороне примерно на 15° ближе к центральному Китаю, чем в настоящее время. По словам ученых, полярное сияние в средних широтах было достаточно ярким и представляло собой многоцветное зрелище.

Упоминания о северных сияниях в истории

Таким образом, исследователи полагают, что это полярное сияние, вероятно, могли увидеть наблюдатели в центральном Китае во время значительных магнитных возмущений, что делает это упоминание самой ранней датируемой записью полярного сияния в истории человечества. До этого старейшими записями о полярных сияниях были сделаны ассирийскими астрономами на клинописных табличках в период 679—655 гг. до н. э. По словам ученых, еще одна вероятная запись о северных сияниях была обнаружена в астрономическом дневнике вавилонского царя Навуходоносора II, датируемом 567 г. до н.э.

Ученые добавили, что такие исследования, основанные на пересмотре исторических записей, могут помочь смоделировать долгосрочные закономерности изменчивости космической погоды и солнечной активности во временных масштабах от десятилетий до тысячелетий. Понимание этих колебаний может помочь человечеству подготовиться к будущим мощным извержениям на Солнце, способным разрушить технологическую инфраструктуру.

Напомним, что ранее северные сияния «зажгли» небо США и Европы после мощной солнечной вспышки.