Обнаружена самая холодная звезда, излучающая радиосигналы

Ученые доказали, что ультрахолодный коричневый карлик, открытый более 10 лет назад, излучает радиоимпульсы. Пока что до конца не понятно, как внутри него возникает это излучение.

Коричневый карлик
Коричневый карлик. Источник: www.adlerplanetarium.org

Ультрахолодный коричневый карлик

Группа австралийских астрономов с помощью радиотелескопов Australia Telescope Compact Array и MeerKAT доказала, что от коричневого карлика WISE J062309.94-045624.6 приходят радиосигналы. Особенностью открытия является то, что эта крошечная звезда — самая холодная, от которой получены сигналы на этой длине волн.

Температура поверхности WISE J062309.94-045624.6 составляет лишь 425°C, поскольку он принадлежит к спектральному классу Т8. Это меньше, чем у пламени костра. Для сравнения, температура на поверхности нашего Солнца составляет почти 6000°C.

Этот коричневый карлик был открыт еще в 2011 году. Он находится на расстоянии 37 св. лет от нас. Его радиус составляет от 65 до 95 процентов юпитерианского, а масса лишь на 44 процента больше, чем у самой большой планеты Солнечной системы.

Как происходит излучение

Коричневые карлики занимают промежуточное положение между газовыми гигантами и обычными звездами. Однако если все же считать их светилами, то WISE J062309.94-045624.6 будет самым холодным подобным объектом, от которого зарегистрировано излучение радиоволн.

Ученые хорошо знают, как оно возникает у звезд, подобных нашему Солнцу. Однако такой механизм исключен для холодных коричневых карликов, на которых не идут термоядерные реакции. Тем не менее примерно 10 процентов этих объектов излучают радиоволны.

По мнению специалистов, это происходит тогда, когда внутри них постоянно перемещаются заряды. Самый вероятный сценарий предполагает ситуацию, когда заряженный слой атмосферы вращается со скоростью, отличительной от той, с которой это делает само небесное тело.