Обнаружена «частичная» сверхновая

Команда астрономов из Уориксого университета (Великобритания) объявила об открытии весьма необычного белого карлика, получившего обозначение SDSS J1240+6710. Объект привлек внимание ученых как своей большой скоростью, составляющей около 250 км/с, так и нетипичным химическим составом. Все это заставило выдвинуть предположение, что он может являться «частичной» сверхновой.

Частичная сверхновая в представлении художника. Источник: University of Warwick/Mark Garlick

Результаты спектрального анализа говорят о том, что необычное небесное тело вообще не содержит ни водорода, ни гелия. Вместо этого в нем доминирует смесь из кислорода, неона, магния и кремния. Помимо них, телескопу Hubble удалось идентифицировать такие элементы, как углерод, натрий и алюминий. Они свидетельствуют о том, что в SDSS J1240+6710 запустились термоядерные реакции, сопровождающие образование сверхновой. В то же время в нем нет железа, хрома и марганца. Самое вероятное объяснение этого феномена — что-то остановило дальнейший процесс гравитационного коллапса звезды (в противном случае объект был бы полностью разрушен и мы увидели бы вспышку сверхновой).

Наблюдения помогли установить массу SDSS J1240+6710. Она составляет около 40% солнечной, что в целом согласуется со сценарием «частичной сверхновой». Объект также обладает аномально высокой скоростью. Это указывает на то, что в прошлом он являлся частью двойной системы.

Ученые предполагают, что выброс массы, сопровождавший «частичную сверхновую», привел к разрушению системы, катапультировав оба компонента в противоположных направлениях. Что касается самой вспышки, то у астрономов пока недостаточно данных, чтобы описать ее механизм. Но сам факт существования аномального белого карлика подтверждает уже высказывавшиеся предположения, что помимо типов сверхновых, сопровождающихся полным уничтожением светил, возможны также сценарии, при которых часть звезды «выжиавет». Не исключено, что в пределах Млечном Пути имеется еще много объектов, подобных SDSS J1240+6710.