Новый метод позволил найти сотни остатков сверхновых

Ученые использовали новый метод поиска остатков сверхновых, построенный вокруг использования мощного спектрометра MUSE, установленного на Очень большом телескопе в Чили. Благодаря ему ученые обнаружили сотни новых объектов.

Остаток сверхновой
Остаток сверхновой. Источник: cdn.britannica.com

Кислород в остатках сверхновых

С помощью нового метода, использующего возможности спектроскопа Multi Unit Spectroscopic Explorer (MUSE), астрономы обнаружили 307 новых остатков сверхновых, в том числе семь редких, богатых кислородом. Результаты исследования были представлены в научной статье, опубликованной 10 сентября на сервере препринтов arXiv.

Остатки сверхновых (SNR) — это диффузные структуры, расширяющиеся в результате взрыва сверхновой. Они содержат выброшенный материал, расширяющийся от взрыва, и другой межзвездный материал, подхваченный ударной волной от взорвавшейся звезды.

Некоторые остатки сверхновых демонстрируют сильное излучение кислорода в видимом свете, и благодаря этому известны как богатые кислородом остатки сверхновых. Однако богатые кислородом SNR встречаются редко. На сегодняшний день в нашей Галактике и Магеллановых Облаках было обнаружено всего восемь таких объектов. Более того, природа этих SNR и их связь с конкретными сверхновыми (SNe) все еще недостаточно изучены.

Удивительные остатки сверхновых

Теперь команда астрономов под руководством Тимо Кравцова из Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили сообщает о новых находках, которые могут углубить наши знания о богатых кислородом остатках сверхновых. Используя новый метод обнаружения SNR, им удалось открыть сотни новых остатков с помощью MUSE, установленного на Очень большом телескопе (VLT) ESO, в том числе и те, что излучают кислород.

В своих результатах команда идентифицировала 307 остатков сверхновых в различных галактиках в исследовании PHANGS-MUSE, которое является частью проекта «Физика с высоким угловым разрешением в ближних галактиках» (PHANGS). Из этой выборки они обнаружили эмиссию кислорода в 35 сверхновых, и после дальнейшего исследования семь из них оказались богатыми кислородом, поскольку они демонстрировали чрезвычайно сильные и широкие кислородные линии.

Согласно этой работе, большинство обнаруженных SNR имеют аналоги в рентгеновском излучении, обладающие светимостью в диапазоне 10–100 ундецильонов эрг/с. Астрономы отмечают, что это близко к границе ультраярких рентгеновских источников (ULXs) и к границе Эддингтона для объектов звездной нейтронной массы.

Дальнейшие планы

Кроме того, из-за сходства между обнаруженными богатыми кислородом сверхновыми и старыми сверхновыми / молодыми сверхновыми звездами, исследователи провели поиск известных сверхновых в местах их расположения в образце. Однако таких SNe не нашли.

Подытоживая результаты, авторы статьи отметили, что их исследование еще раз подчеркнуло редкость богатых кислородом остатков сверхновых. Они планируют распространить свой новый метод на другие соседние галактики, надеясь обнаружить больше богатых кислородом сверхновых, что может пролить больше света на происхождение и свойства этих остатков.

По материалам universemagazine.com