Неготовность наземных систем может задержать возвращение людей на Луну

Задержки с ремонтом наземных систем, таких как мобильная пусковая платформа, могут привести к переносу миссии Artemis II. Об этом говорится в отчете, недавно опубликованном Счетной палатой США (GAO).

Мобильная пусковая платформа для ракеты SLS. Источник: Cory Huston

NASA работает над модернизацией и ремонтом наземных систем с момента запуска миссии Artemis I в ноябре 2022 года. В его ходе мобильная пусковая платформа получила больше повреждений, чем ожидалось. Поэтому было принято решение добавить защитные барьеры для снижения ущерба во время будущих пусков. Кроме того, NASA установила на стартовом столе систему аварийной эвакуации астронавтов, а также обновила программное обеспечение и системы защиты окружающей среды.

Но, хотя подготовка стартовой площадки и близка к завершению, программа EGS (Exploration Ground Systems), в рамках которой осуществляют ремонтные работы, не имеет запаса времени на случай возникновения каких-либо проблем или непредвиденных сложностей. Несмотря на то, что NASA перенесла дату запуска Artemis II с ноября 2024 на сентябрь 2025 года, это дало программе всего трехмесячный запас времени. По данным GAO, он был израсходован уже к июню 2024 года из-за проблем во время испытаний мобильной пусковой платформы. В результате авторы отчета пришли к  выводу, что если в ходе дальнейших работ возникнут дополнительные сложности, это почти наверняка приведет к переносу даты запуска Artemis II.

Стоит отметить, что на данный момент многие эксперты весьма скептически относятся к тому, что NASA действительно удастся запустить Artemis II в сентябре 2025 года. Однако  руководители аэрокосмической администрации продолжают сохранять оптимизм. Так администратор НАСА Билл Нельсон подтвердил дату запуска Artemis II в сентябре 2025 года во время недавнего выступления на Международном астронавтическом конгрессе в Милане.

Любые задержки с запуском Artemis II неизбежно повлияют на дату запуска Artenis III — особенно, если мобильная пусковая платформа получит новые повреждения. Другим фактором, который может повлиять на график пусков, является ситуация с теплозащитным экраном Orion, получившим больше чем ожидалось повреждений во время миссии Artemis I. NASA до сих пор не сообщила своего решения по поводу необходимости внесения изменений в его конструкцию.

В отчете GAO также рассматривается ситуация со второй мобильной пусковой платформой ML-2, создаваемой для ракеты SLS Block 1B. Она будет использована в миссии Artemis IV, запуск которой запланирован на сентябрь 2028 года. В августе генеральный инспектор NASA опубликовал доклад, в котором говорится, что компания-подрядчик Bechtel уже сильно превысила сроки выполнения и стоимость работ — и они могут еще больше увеличиться.

В связи с этим GAO рекомендовало NASA провести официальный анализ рисков, связанных с графиком готовности ML-2. В своем ответе аэрокосмическая администрация лишь частично согласилось с рекомендацией, заявив, что не планирует проводить этот конкретный анализ. NASA заявила, что вместо этого она будет использовать «многочисленные инструменты анализа рисков и графика» для отслеживания прогресса в работе над ML-2.

Напомним, что ранее GAO оценило всего в 70% вероятность того, что космический корабль Starship HLS будет готов к посадке на Луну к началу 2028 года.

По материалам Spacenews

Hubble сфотографировал напоминающую комету галактику
Аксионы могут образовывать облака вокруг нейтронных звезд
Как тараканы выжили после смертельного для динозавров метеорита?
Взрыв в космосе: построенный компанией Boeing cпутник разрушился на геостационарной орбите