Недавно открытая планета должна скоро погибнуть

Ученые обнаружили планету TOI-6255 b. По размеру она похожа на Землю, но при этом вращается вокруг своей звезды всего за 5,7 часа. Она находится настолько близко к светилу, что вскоре будет разорвана приливными силами и погибнет.

Приречена планета
Обреченная планета. Источник: phys.org

Планета с чрезвычайно коротким периодом вращения

Астрономы подтвердили существование экзопланет с очень малыми орбитами вокруг собственных звезд. Но как насчет подходящих достаточно близко экзопланет, чтобы быть поглощенными своей звездой, и что, если это экзопланета размером с Землю?

Именно на это надеется ответить недавнее исследование, размещенное на сервере препринтов arXiv и принятое в журнал AAS Journals. Международная команда из более чем 50 исследователей изучала экзопланету размером с Землю, но с орбитальным периодом всего 5,7 часа и пришла к выводу, что вскоре она должна погибнуть в результате действия приливных сил своей звезды.

О том, как было сделано это открытие и что оно значит для понимания эволюции планет, рассказал один из авторов статьи, доктор Фэй Дай, ассистент астронома в Институте астрономии Гавайского университета. Он объяснил, возможно ли такое в Солнечной системе.

Период обращения TOI-6255 b

Исследования показывают, что около 10% солнцеподобных звезд могли в прошлом поглотить свои каменистые планеты. Система TOI-6255 является одним из лучших подтверждений этого предположения. Однако есть немало вещей, в которых все еще нужно разобраться.

Ученые проанализировали TOI-6255 b, радиус которой составляет 1,08, а масса — 1,44 земного. Она расположена на расстоянии не более 20,4 парсека (65,2 световых лет) от Земли. Однако, хотя экзопланета земного размера обещает жизнь, 5,7-часовая орбита TOI-6255 b не только делает ее слишком горячей, но и опасно близка к так называемой границе Роша. Это расстояние, на котором меньший объект может вращаться вокруг большего, пока гравитация не разорвет его на куски. Считается, что такое явление должно быть широко распространено в космосе.

Планета TOI-6255 b обречена на приливный разрыв примерно через 400 млн лет, что по масштабам Вселенной очень мало. Планета уже испытывает сильную деформацию в результате действия гравитационных сил. Отклонение ее формы от сферической составляет 10%. Для сравнения, искажения приливов и отливов Земли через Луну составляет всего 10-7%.

Сходство с нашей Солнечной системой

Хотя TOI-6255 b не будет разорвана на части еще 400 млн лет, наблюдение за процессом ее деформации и разрушения может дать важную информацию о внешнем и внутреннем составе планеты, что поможет нам лучше понять сходство между экзопланетами и планетами в нашей Солнечной системе.

Эти уникальные миры и их очень плотные орбиты бросили вызов нашему пониманию места Солнечной системы в Галактике. Ведь даже Меркурию нужно 88 дней, чтобы один раз облететь вокруг нашего светила. Так насколько же возможно приливное разрушение в Солнечной системе?

Доктор Дай говорит: «Возможность приливного разрушения планет в нашей Солнечной системе минимальна. Однако считается, что кольца Сатурна возникли в результате гибели одного из его спутников именно по такому сценарию. Приливные силы сильно зависят от расхождения орбит, только объекты с кратчайшим орбитальным периодом испытывают значительные приливы».