Небесные события августа

Михаил Лашко
Научный сотрудник Киевского университета им. Гринченко, председатель правления Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис»

После противостояния Сатурна за неделю до частного затмения Луны звездное небо «взяло передышку», оставив наиболее примечательные события на осень. Из наиболее примечательных явлений последнего летнего месяца следует вспомнить ежегодный метеорный поток Персеид. По прогнозам Международной метеорной организации, в ночь его максимума (12/13 августа) можно будет увидеть до сотни «падающих звезд» в час. К сожалению, еще двумя днями позже наступит полнолуние, и яркая Луна существенно «испортит» небесное шоу.

Метеорные наблюдения не требуют никаких астрономических приборов. Минимальные требования к наблюдателю — выбрать место со сравнительно слабой искусственной засветкой и хорошим обзором (и провести несколько часов под ночным небом). Метеоры видны практически по всему небосводу, но больше всего их появляется в направлении радианта— условной точки, из которой они «вылетают». В данном случае она расположена в созвездии Персея.

Лучшим временем для наблюдений будут предрассветные часы 11 и 12 августа, когда активность потока приблизится к максимальной, а Луна уже сядет. Но и в более поздние дни яркий лунный свет не будет мешать наслаждаться болидами — крупными метеорными телами, на короткое время достигающими высокого блеска и оставляющими за собой светящиеся следы раскаленных атмосферных газов.

Метеорный дождь Персеид наблюдается каждый год с конца июля по 24 августа, когда Земля проходит через облако пылевых частиц в окрестностях орбиты кометы Свифта-Таттла (106P/Swift-Tuttle). Последнее ее сближение с Солнцем было в 1992 г., а следующее ожидается в 2126 г. Твердые частицы, вылетевшие из ядра этой кометы, входят в земную атмосферу со скоростью около 60 км/с, разогреваются от столкновений с молекулами атмосферных газов и на короткое время ярко вспыхивают, после чего полностью испаряются, не долетая до поверхности нашей планеты. По размеру такие частицы редко превышают песчинку. Как уже говорилось, они кажутся «вылетающими» из одной точки в созвездии Персея. Поэтому поток Персеид лучше всего виден в Северном полушарии, причем в наших широтах условия для его наблюдений близки к оптимальным.

Положение радианта потока Персеид на утреннем небе в середине августа. Источник: Sky & Telescope

Склонение Солнца на протяжении августа уменьшается все быстрее по мере приближения к осеннему равноденствию. Как следствие, сокращается продолжительность светового дня, ночи становятся темными и предоставляют больше возможностей проводить полноценные наблюдения.

Почти весь месяц перед рассветом будет появляться Меркурий. 9 августа произойдет его наибольшая западная элонгация (более 19° от Солнца), а 13 августа продолжительность его видимости на широте Киева достигнет часа, после чего начнет сокращаться. Блеск планеты будет стабильно расти от 2-й звездной величины до -1,6m, диаметр диска — уменьшаться с 10 до 5 угловых секунд. Ее видимый путь пройдет по созвездиям Близнецов, Рака и Льва.

Венера почти весь август будет «прятаться» в околосолнечной ореоле (14 августа она пройдет верхнее соединение с Солнцем) и лишь в самом конце лета появится сразу после заката, на фоне вечерней зари, невысоко над горизонтом как звезда -3,9m. Видимый диаметр планеты составит около 10 угловых секунд.

Марс в начале сентября также вступит в соединение с Солнцем, поэтому весь август его наблюдения будут невозможны.

Условия видимости Юпитера до конца лета остаются благоприятными: блеск планеты составит около -2,3m, а экваториальный диаметр диска на протяжении августа уменьшится с 43 до 39 секунд. Планета будет перемещаться по созвездию Змееносца, заходя после полуночи. Несмотря на малую высоту над горизонтом в верхней кульминации, даже в небольшие телескопы с увеличением 80 крат и выше можно рассмотреть облачные полосы в атмосфере газового гиганта и Большое Красное Пятно. В ночь с 9 на 10 августа в 2° от Юпитера пройдет Луна.

Сатурн в августе будет наблюдаться как объект 0,2m, выделяющийся среди более слабых звезд созвездия Стрельца. Продолжительность его видимости в конце месяца составит около 5 часов, видимый экваториальный диаметр уменьшится до 18 секунд дуги. Знаменитые сатурнианские кольца заметны уже при увеличениях около 30 крат; рассмотреть их детальнее (например, заметить щель Кассини) при хороших атмосферных условиях можно примерно со 100-кратным инструментом, имеющим диаметр объектива не менее 80 мм. Крупнейший спутник планеты Титан на темном прозрачном небе виден даже в 50-миллиметровые бинокли.

Уран и Нептун на протяжении последнего летнего месяца будут видны всю ночь: первый — в созвездии Овна, кульминируя в наших широтах более чем в 50° над горизонтом, второй — в созвездии Водолея. Диаметр уранианского диска составит 3,5 угловых секунд, что позволит рассмотреть его с увеличением не менее 60 крат. Блеск планеты достигнет 5,8m, что позволит людям с нормальным зрением в условиях темного неба увидеть ее невооруженным глазом.

Нептун будет перемещаться среди звезд попятным движением, приближаясь к противостоянию. Диаметр диска планеты весь месяц равен 2,35 секунды. При блеске 7,8m для ее поисков понадобится как минимум бинокль с диаметром объектива 30 мм и детальная звездная карта с объектами до 8-й величины.

Также достигнет 8-й звездной величины астероид Эвномия (15 Eunomia), противостояние которого ожидается 12 августа. В это время он будет находиться примерно на среднем расстоянии от Солнца, перемещаясь по небу в 3° западнее звезды β Водолея.Его расстояние от Земли в это время составит 1,4 а.е. (210 млн км).

О созвездиях и небесных объектах, доступных наблюдениям в августе, можно почитать в статье «Жемчужины августовского неба» за соответствующий месяц минувшего года.