Небесные шрамы: пять наиболее хорошо сохранившихся кратеров Земли

При взгляде на Луну даже в небольшой телескоп хорошо видно, что ее поверхность покрыта огромным количеством кратеров. Наша планета намного больше Луны. Так что, рассуждая логически, Земля должна быть покрыта еще большим количеством воронок, чем ее спутница. Но почему тогда мы их не видим?

Ответ на этот вопрос довольно прост. В отличие от Луны, Земля геологически активна. Комбинации из эрозийных процессов и тектоники приводят к тому, что небесные шрамы довольно быстро (по астрономическим меркам) «затягиваются» и становятся незаметны для наблюдателей. Однако в некоторых уголках нашей планеты геологические условия все же позволяют кратерам сохраняться в течение длительных сроков. В этом материале мы расскажем про пять наиболее известных и хорошо сохранившихся ударных формаций нашей планеты. Некоторые из них образовались миллиарды лет назад, в то время как другие являются ровесниками человечества.

Кратер Вредефорт

2 млрд лет тому назад на территорию, где сейчас расположена ЮАР, упал астероид, чей диаметр составлял, как минимум, десять, а скорее всего и все двадцать километров. Колоссальный удар привел к образованию 300-километрового мультикольцевого кратера. Столкновение оказало настолько сильное влияние на окружающую местность, что миллиарды лет спустя его следы все еще можно увидеть из космоса.

Купол кратера Вредефорт. Источник: NASA

Для лучшего понимания размеров кратера Вредефорт отметим, что характерная структура на запечатленном выше спутниковом снимке — это вовсе не его вал. Это остатки центрального купола воронки. Он состоит из неполного кольца холмов диаметром 70 км. По сей день Вредефорт является крупнейшим подтвержденным кратером на нашей планете.

Кратер Тенумер

Один из наиболее хорошо сохранившихся кратеров на Земле расположен в сердце пустыни Сахара. Он известен под названием Тенумер, но его часто также называют Марсианским кратером. И если взглянуть на снимки, причина этому вполне ясна. Благодаря пустынному пейзажу, где нет ни малейшего намека на зелень или какие-либо признаки цивилизации, может показаться, что он действительно находится не на Земле, а на Красной планете.

Кратер Тенумер. Источник: Michael Dennig

Диаметр кратера Тенумер составляет 1,9 км. Несмотря на то, что дно воронки занесено песком, его вал возвышается на 100 метров над окружающей поверхностью, благодаря чему ее можно легко увидеть из космоса. А вот что касается возраста кратера, то у ученых нет консенсуса в этом вопросе. По разным оценкам, он составляет от 20 тысяч до 1,5 миллиона лет.

Кратер Маникуаган

Считается, что вода не лучшим образом способствует сохранности кратеров. Но из этого правило есть и исключение. Речь идет о кратере Маникуаган, расположенном на территории провинции Квебек.

Кратер Маникуаган. Вид из космоса. Источник: NASA

Маникуаган образовался 215 млн лет назад в Триасовом периоде, когда Земля столкнулась с объектом диаметром порядка 5 км. Несмотря на то, что образовавшийся в результат удара кратер сильно эродировал, он все еще отлично виден из космоса. Дело в том, что вода заполнила воронку, в центре которой, словно замок, расположен остров. Благодаря этому кратер Маникуаган иногда также называют оком Квебека.

Кратер Аорунга

Кратер Аорунга расположен в Африке, на территории Чада. Диаметр ударной формации составляет 12,7 км. Ее точный возраст остается неизвестным. По оценкам геологов, она образовалась не позднее 345 млн лет назад. Кратер состоит из внешнего и внутреннего кольца (11 и 7 километров соответственно), которые  возвышаются примерно на 100 метров над окружающей равниной. В центре находится полуторакилометровый холм, по всей видимости являющийся центральным пиком.

Кратер Аорунга. Источник: NASA

Радиолокационные наблюдения из космоса выявили две занесенные осадочными отложениями округлые структуры, расположенные по соседству с кратером. По мнению ученых, скорее всего, они тоже имеют ударное происхождение. Возможно, при входе в земную атмосферу импактор распался на несколько обломков, породив «кратерную цепочку». По оценкам исследователей, исходный размер упавшего на Землю небесного тела, мог достигать 2 км.

Аризонский кратер

Аризонский кратер, также известный как кратер Барринджера, является наиболее известной ударной формацией на Земле. Это обусловлено его молодостью. Его возраст составляет 50 тысяч лет, поэтому эрозионные и тектонические процессы не успели скрыть следы удара.

Аризонский кратер. Источник: visitarizona.com

Кратер образовался в результате падения железоникелевого метеорита, диаметр которого оценивается в 30 – 50 метров. В результате сильного удара в месте, которое когда-то было плоской каменистой равниной, образовалась чашеобразная дыра более 1200 метров в поперечнике и 180 метров в глубину. По оценкам ученых, при падении метеорита выделилась энергия, эквивалентная взрыву 150 мегатонн тротила.

Аризонский кратер. Вид из космоса. Источник: NASA

Если кратер Тенумер часто сравнивают с Марсом, то Аризонский кратер считается одним из мест на Земле, в наибольшей степени напоминающим лунный рельеф. Поэтому в 1960-е он использовался для подготовки готовившихся к полету на Луну астронавтов. Сейчас он является популярной туристической достопримечательностью. Ежегодно кратер посещает порядка 270 тысяч человек.