Не пропустите! Двойной транзит теней спутников Юпитера по его диску

Авторы: Александр Бурлака и Наталья Вирнина

В ночь с 17 на 18 августа в Украине можно будет наблюдать редкое явление — прохождение, или, как говорят астрономы, транзит по диску Юпитера теней сразу двух его спутников — Ио и Европы. Рассказываем, как и когда его можно будет увидеть.

Тени спутников проходят по диску Юпитера

Что такое транзит теней спутников Юпитера?

Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. Это — газовый гигант, который находится в пять раз дальше нашего светила, чем Земля, но, несмотря на это, является одним из самых ярких небесных тел. В ночь с 17 на 18 августа украинские любители астрономии получат редкую возможность наблюдать одновременный транзит теней двух спутников по его диску.

На сегодняшний день у Юпитера известно 95 спутников. Однако среди них выделяют 4 самых крупных, которые называют Галилеевыми, поскольку открыл их еще выдающийся итальянский астроном: Ио, Европа, Ганимед и Каллисто. Именно за их вращением вокруг гигантской планеты и любят следить аматоры. Когда одно из этих тел проходит между Землей и газовым гигантом, мы наблюдаем это как прохождение его диска и называем транзитом.

При этом следует различать транзит самого спутника и его тени. Эти два события связаны и в большинстве случаев не сильно расходятся по времени. Хотя иногда транзит тени может произойти, а транзит самого спутника — нет.

Галилеевы спутники Юпитера
Галилеевы спутники Юпитера. Источник: www.universetoday.com

Когда спутник Юпитера оказывается между планетой и Солнцем, то отбрасывает тень на его диск. С Земли в любительский телескоп тень выглядит крошечным черным кружочком на фоне светлой планеты.

Как часто происходят транзиты теней по диску Юпитера?

К счастью, Земля находится гораздо ближе к Солнцу, чем Юпитер. Поэтому в наши телескопы большую часть времени выглядит как полный или почти полный диск, почти никогда не показывая нам свою темную сторону. Потому транзиты теней спутников по диску Юпитера мы можем наблюдать регулярно.

Период вращения Ио составляет 1,76 суток, Европы — 3,5 суток, Ганимеда — 7,15 суток, а Каллисто — 16,6 суток.

Кажется, что транзит тени какого-нибудь спутника по диску Юпитера можно наблюдать чуть ли не каждый день. И действительно, через неделю происходит около 7–9 транзитов. Но для каждой отдельной локации из них обычно можно увидеть только 1–3 в неделю. Двойные транзиты теней являются гораздо более редким событием. Они проходят сериями в течение 1–2 месяцев с промежутками примерно такой же продолжительности. И хотя транзитов может быть около десятка в течение серии, только 1–2 будут доступны нам для наблюдений.

Возможность наблюдать двойной транзит теней спутников Галилея по диску Юпитера зависит от нескольких факторов. Во-первых, Юпитер должен находиться вдали от Солнца и на достаточной высоте над горизонтом, желательно не менее 20°. Во-вторых, в месте наблюдения должно быть темное время суток или хотя бы сумерки. Наблюдение транзитов в светлое время суток возможно, но такой вариант подходит только опытным наблюдателям и при наличии соответствующего оборудования. И, в-третьих, конечно же, если повезет с погодой!

Тройного транзита теней придется ждать годами, а для конкретного местонахождения наблюдателя — иногда десятилетиями. Из-за того, что Ио, Европа и Ганимед находятся в резонансе 1:2:4 и из-за специфики их движения по орбитам, все три спутника никогда не оказываются перед Юпитером. Следовательно, в тройных транзитах всегда должен участвовать наиболее отдаленный спутник Юпитера — Каллисто. Из-за большого расстояния до Юпитера и небольшого наклона его орбиты, мы не на каждом обороте Каллисто видим транзит его тени. Такие события происходят каждые 6 лет в течение примерно 3 лет.

Ну а все четыре тени спутников Галилея на диске Юпитера наблюдать невозможно.

Как увидеть транзит теней спутников по диску Юпитера?

В ночь с 17 на 18 июня наступит именно такой редкий момент, когда двойной транзит теней Ио и Европы по диску Юпитера можно будет увидеть в Украине. Правда, чтобы стать его свидетелем, понадобится телескоп диаметром не менее 150–200 мм.

Первой на диск Юпитера войдет тень Ио в 00:37 по киевскому времени. Но на тот момент Юпитер только начнет появляться из-за горизонта. В 01:49 на диск гиганта постепенно начнет наползать тень Европы — начинается двойной транзит теней. Юпитер к тому моменту уже будет находиться примерно в 11° над горизонтом. Планету легко будет увидеть как самый яркий объект в созвездии Тельца, недалеко от яркой оранжевой звезды Альдебаран. В то же время еще можно будет заметить крошечный Ио очень близко к Юпитеру. Сам же спутник окажется на диске уже через несколько минут — в 01:52.

Положение Юпитера на небе в ночь с 17 на 18 августа
Положение Юпитера на небе в ночь с 17 на 18 августа. Источник: stellarium-web.org

Две тени будут постепенно ползти по диску планеты в течение часа, и в 02:47 тень Ио покинет диск, завершая тем самым двойной транзит. Сам же спутник пока будет находиться на диске, равно как и тень Европы. Вы заметите, как постепенно Европа приближается к Юпитеру. В этот момент планета будет находиться уже на высоте около 22°. В 04:04 спутник Ио покинет диск, а в 04:17 с диска сойдет и тень Европы. И только через 4 минуты после этого, в 04:24, Европа начнет транзит, который продлится до рассвета и закончится в 05:54.

Успех наблюдений значительно зависит от состояния атмосферы. Видимый диаметр Юпитера сейчас составляет 36”, а теней — чуть меньше 1”. Поэтому на наблюдениях стоит запастись терпением и ловить моменты лучшей видимости.

Свидетель динозавров: телескоп «Субару» сфотографировал спиральную галактику
Google Earth помог обнаружить скрытый ударный метеоритный кратер
Airbus испытывает свои марсоходы в карьере возле Лондона
Старт SpaceX Crew-9 в очередной раз перенесли на более позднюю дату
Может ли межзвездная квантовая связь задействовать Землю или решить парадокс Ферми?
10 миллиардов градусов: новый японский телескоп раскрыл тайны погибшей звезды