Найдены следы астероидной бомбардировки, произошедшей 800 млн лет назад

Сразу после возникновения Солнечной системы в ней оставалось много «мусора» — объектов, которые состояли из материала, не задействованного при формировании планет. Поэтому в ту эпоху столкновения были обычным делом. Все крупнейшие известные ударные формации образовались в первый миллиард лет после рождения Солнца.

Астероидная бомбардировка Луны в представлении художника. Источник: Murayama/Osaka Univ.

Со временем ситуация нормализовалась. Часть материала выпала на планеты, часть была выброшена за пределы Солнечной системы. Считается, что за последующие миллиарды лет Земля пережила лишь несколько мощных ударов. Проблема в том, что мы не можем найти следов большей части таких событий — под действием тектоники и водно-ветровой эрозии земная поверхность непрерывно меняется, буквально «стирая с лица Земли» даже самые крупные кратеры.

Поэтому группа японских ученых обратила свой взор на Луну. Из-за близкого соседства с нашей планетой частота падения на нее небесных тел должна соответствовать их частоте их столкновения с Землей (разумеется, с поправкой на меньшие размеры и гравитацию). Исследователи проанализировали снимки поверхности нашего естественного спутника, сделанные зондом «Кагуйя», и оценили возраст 59 относительно свежих лунных кратеров среднего размера. Они образовались в результате падения объектов, сопоставимых с астероидом, упавшим на Землю 66 млн лет назад.

Изображение кратера Коперник, сделанное в 1966 г. аппаратом Lunar Orbiter 2. Источник: NASA

Изучив состояние формаций и подсчитав количество «накладывающихся» на них более мелких молодых кратеров, японские ученые пришли к выводу, что восемь из них образовались в одно и то же время — примерно 700-800 млн лет назад. В их числе оказался и кратер Коперник — один из наиболее заметных объектов видимого полушария Луны.

По мнению планетологов, кратеры образовались после падения обломков, возникших в результате разрушения более крупного тела. Это событие привело к формированию астероида Эулалия (495 Eulalia) и одноименного астероидного семейства. С учетом разницы в размерах Земли и Луны на нашу планету должно было выпасть порядка 40-50 трлн тонн фрагментов этого тела, что в 30-60 раз больше массы «убийцы динозавров».

Ученые пока не могут сказать, какое именно влияние это событие оказало на Землю — в нашем распоряжении имеется не так уж много геологических свидетельств той эпохи. Предположительно, тогда наша планета вступила в период глобального оледенения. Также анализ морских осадочных пород показывает резкое увеличение концентрации фосфора в соответствующий период. Вполне возможно, этот химический элемент был доставлен на Землю в ходе астероидной бомбардировки.

По материалам: https://www.nature.com