Найдена одна из самых старых звезд Млечного Пути

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Команда австралийских астрономов опубликовала результаты исследования, согласно которому звезда 2MASS J18082002-5104378 B является одним из старейших известных на сегодняшних день светил в составе Млечного Пути. Ученые пришли к такому выводу, исходя из ее чрезвычайно низкой металличности.

Дело в том, что самые ранние гигантские звезды во Вселенной состояли лишь из элементов, образовавшихся сразу после Большого взрыва — водорода, гелия и небольших количеств лития. В ходе эволюции эти звезды синтезировали в своих недрах первые тяжелые элементы, которые в дальнейшем были выброшены в окружающее пространство во время вспышек сверхновых, смешались с газопылевыми облаками и вошли в состав следующего поколения звезд. Следовательно, чем старше светило — тем ниже его металличность.

Телескоп NTT. На врезке показан участок неба, где находится звездная система 2MASS J18082002-5104378. Источник: ESO/Beletsky/DSS1 + DSS2 + 2MASS

2MASS J18082002–5104378 В была обнаружена в 2014 году в ходе наблюдений, выполненных телескопом NTT (New Technology Telescope). Она расположена в созвездии Жертвенника на расстоянии около 2 тыс. световых лет от Солнца. Звезда является красным карликом, ее масса составляет 14% солнечной. После нескольких серий наблюдений астрономы подсчитали примерное количество тяжелых элементов в ее составе. Согласно полученной оценке, их общая масса составляет 84% массы Марса. Таким образом исследованный объект содержит наименьшее количество тяжелых элементов среди всех известных звезд.

Исходя из металличности 2MASS J18082002–5104378 В, астрономы определили ее возраст в 13,53 млрд лет. Это означает, что звезда сформировалась всего через 240 млн лет после Большого Взрыва. При этом стоит отметить, что она входит в состав двойной системы и обращается вокруг оранжевого карлика. По мнению ученых, обе звезды сформировались одновременно.

Эволюция различных типов звезд. Источник: NASA/JPL

Сама же система 2MASS J18082002–5104378 является наиболее старой двойной звездой в диске Млечного Пути. Открытие говорит о том, что формирование структур нашей Галактики началось раньше, чем до сих пор предполагалось. Также оно может изменить хронологию звездной эволюции. Принятые на данный момент модели утверждали, что столь малые звезды начали появляться на более поздней стадии развития Вселенной.

По материалам https://arxiv.org