На «замкнутых» экзопланетах жизнь может существовать в зоне терминатора

Экзопланеты уже доказали нам, что они иметь очень странную среду. Но одна особенность, относительно часто встречающаяся среди экзопланет и отсутствующая среди планет нашей Солнечной системы, — это приливная блокировка. В таком случае одна сторона планеты всегда обращена к своей звезде, а другая — в космос. На такой планете на одной стороне устанавливается постоянный жаркий день, а на другой — бесконечная холодная ночь. Конечно, это не очень комфортная среда для зарождения жизни. Последние исследования показывают, что эти экзопланеты могут быть вполне пригодны для жизни, но в узкой полосе, разделяющей обе стороны, — зоне терминатора.

В приливно-замкнутых экзопланетах одна сторона постоянно обращена к звезде, а другая сторона находится в вечной тьме
В приливно-замкнутых экзопланетах одна сторона постоянно обращена к звезде, а другая находится в вечной тьме. Исследователи физики и астрономии из Калифорнийского университета говорят, что у этой области есть потенциал для поддержания внеземной жизни. Изображение: UCI

Зона терминатора — это кольцо вокруг планеты между горячей стороной, называемой дневной, и холодной — ночной. Эта зона разделяет два совершенно разных климата.

«На такой «заблокированной» планете днем может быть очень жарко, а ночью — постоянный холод. Причем ночная сторона может быть покрыта огромными ледниками», — объяснила ведущий исследователь Анна Лобо из Калифорнийского университета.

Исследователи смоделировали такие планеты с помощью программного обеспечения, которое используется для моделирования климата Земли, но с поправкой на такие факторы, как вращение планеты. Они обнаружили, что, несмотря на существование экстремальных температур поблизости, зона терминатора может иметь комфортную температуру для поддержания жидкой воды на поверхности — важного компонента потенциальной поддержки для жизни. Однако для того, чтобы это сработало, на планете нужен баланс воды. Если поверхность в большинстве своем покрыта водой, она будет испаряться с дневной стороны и будет окутывать планету паром. Но в зоне терминатора жидкая вода может оставаться на поверхности и при соответствующем давлении и температуре протекать в виде рек.

Это исследование увлекательно, поскольку оно расширяет диапазон планет, которые мы можем изучать в поиске доказательств жизни за пределами Земли. Приливно-замкнутые планеты часто существуют вокруг M-карликовых звезд, которые тусклее нашего Солнца и являются одними из самых распространенных светил в Галактике. Если любая из этих звезд содержит такие планеты, то диапазон экзопланет, где мы можем искать жизнь, значительно расширяется.

Раньше мы сообщали о том, как искать экзопланеты.

Исследование опубликовано в The Astrophysical Journal.