На Луне нашли следы вулканизма возрастом 120 млн лет

Китайские ученые, исследующие образцы, собранные аппаратом «Чанъэ-5», обнаружили в них бусины вулканического стекла возрастом 123 млн лет. Это означает, что извержения лавы на поверхность нашего спутника продолжались гораздо дольше, чем считалось до сих пор.

Следы вулканизма на Луне
Следы вулканизма на Луне. Источник: phys.org

Вулканизм на Луне

Группа профессора Ли Цюли из Института геологии и геофизики Китайской академии наук опубликовала очередное сенсационное исследование образцов, собранных аппаратом «Чанъэ-5». Работа была выполнена вместе с Нанкинским университетом и Государственным университетом Олбани в Нью-Йорке и посвящена лунному вулканизму.

Исследователи уже давно знают, что место посадки аппарата «Чанъэ-5» покрыто достаточно молодыми вулканическими породами. Но их точный возраст все еще вызывает споры у ученых. На этот раз геологи обратили внимание на природные стеклянные бусины — крошечные сферы, которые когда-то были расплавленными каплями материала, который застыл, сохранив форму.

Стеклянные бусины образуются в результате многих естественных процессов, например, при ударах метеоритов. Из 3000 сфер, которые обнаружили в образцах, собранных «Чанъэ-5», и исследовали ученые, подавляющее большинство именно такие.

Однако исследование изотопов серы показало, что часть бусин образовалась из расплавленного материала самой Луны. Самым же странным оказалось то, что три из них образовались лишь 123±15 млн лет назад. Это действительно сенсационный результат.

Когда Луну последний раз покрывала жидкая магма

Хотя возраст в 123 млн лет может показаться огромным, на самом деле по сравнению с предыдущими оценками того, когда на поверхности Луны была жидкая магма, он очень невелик. Ведь после исследований, проведенных несколькими миссиями Apollo, было установлено, что последний раз значительная вулканическая активность на нашем спутнике происходила 2,8–2,9 млрд лет назад.

Правда, недавно образцы из того же «Чанъэ-5» показали, что поверхность Океана Бурь, на которую он сел, образовалась 2 млрд лет назад. А еще есть результаты дистанционного исследования некоторых лунных пород, которые свидетельствуют, что им всего 800 млн лет. Правда, ученые не слишком доверяют этим данным.

И вот — новый результат. И самое важное в нем не то, что вулканическая активность на Луне сохранялась еще во времена динозавров. Значительно интереснее, что мы вообще можем неправильно оценивать динамику развития поверхности нашего спутника. Ведь он может оказаться до сих пор геологически активным.