На далекой экзопланете впервые наблюдали эффект под названием «глория»

Астрономы впервые наблюдали на экзопланете явление, известное как глория. Оно похоже на радугу и представляет собой концентрические кольца разного цвета. Ранее подобное видели только на Земле и Венере.

«Глория» на планете WASP-76b
Глория на планете WASP-76b. Источник: phys.org

Глория на далекой планете

Ученые впервые нашли признаки эффекта, известного как глория, за пределами Солнечной системы. Это сияние в виде разноцветных концентрических кругов, которое можно наблюдать только в определенных условиях. На его существование указывают данные чувствительного спутника ESA Cheops, изучающего экзопланеты, а также нескольких других космических миссий.

Это явление не так просто наблюдать, однако оно направлено в сторону Земли. Глория наблюдается на фоне облаков в адской атмосфере сверхгорячего газового гиганта WASP-76b, находящегося на расстоянии 637 световых лет от нас. До сих пор этот эффект, который часто наблюдается на Земле, был только один раз обнаружен на другой планете — Венере.

Если открытие подтвердится, это станет первым доказанным случаем глории за пределами Солнечной системы. Это позволит больше узнать о природе загадочной экзопланеты, а также даст интересные уроки для лучшего понимания странных, далеких миров.

«Существует веская причина, по которой ранее это сияние не наблюдалось за пределами нашей Солнечной системы — оно требует очень особых условий», — объясняет Оливье Деманжон, астроном из Института астрофизики и космических наук в Португалии и ведущий автор исследования.

О планете WASP-76b

WASP-76b — чрезвычайно горячая планета, похожая на Юпитер. Хотя она на 10% менее массивна, чем наш полосатый сосед, однако по диаметру превосходит его вдвое. Плотно вращаясь вокруг своей звезды в двенадцать раз ближе, чем выжженный Меркурий вращается вокруг Солнца, этот мир «надувается» от интенсивного излучения.

С момента своего открытия в 2013 году WASP-76b попала под пристальное наблюдение ученых, которые выяснили, насколько она похожа на ад. Одна сторона этого мира всегда обращена к своей звезде и температура на ней достигает 2400°C. Тут вещества, которые могли бы образовывать горные породы на Земле, плавятся и испаряются, а затем конденсируются на чуть более прохладной ночной стороне, создавая железные облака, проливающиеся расплавленным железным дождем. Однако ученых озадачила очевидная асимметрия между «вечерним» и «утренним» краями, которую хорошо видно, когда планета проходит между нами и своей звездой.

Cheops интенсивно наблюдал за WASP-76b, когда она проходила перед своей солнцеподобной звездой и вокруг нее. После 23 наблюдений в течение трех лет данные показали удивительное увеличение количества света, поступающего от восточного терминатора планеты — границы, где ночь встречается с днем. Это позволило ученым распутать и ограничить происхождение сигнала.

Как возникает это явление

Хотя эффект сияния создает узоры, похожие на радугу, это не одно и то же. Радуга образуется, когда солнечный свет проходит через среду с определенной плотностью в среду с другой плотностью, например, из воздуха в воду, что заставляет его искривляться (преломляться). Волны разной длины искривляются на разную величину, в результате чего белый свет расщепляется на разные цвета и образует знакомую нам круглую дугу радуги.

Сияние образуется, когда свет проходит между узкими отверстиями, например, между каплями воды в облаках или тумане. Опять же, путь света искривляется (в данном случае дифрагируется), чаще всего создавая концентрические цветные кольца, а интерференция между световыми волнами создает узоры из ярких и темных колец.