На астероидах нашли признаки присутствия воды

Астрономы впервые нашли молекулы воды на астероидах. Благодаря исследованиям воздушной обсерватории SOFIA они надеются понять, как это вещество распределяется по Солнечной системе и где его искать дальше.

Обсерватория SOFIA нашла воду на астероидах
Обсерватория SOFIA нашла воду на астероидах. Источник: NASA/Carla Thomas/Southwest Research Institute

Исследование состава астероидов

Стратосферная обсерватория SOFIA — совместный проект NASA и Немецкого космического агентства, которая представляет собой телескоп, установленный на самолете. В прошлом году он был завершен, однако данные с него до сих пор помогают ученым делать открытия. В частности недавно исследователи из Юго-Западного научно-исследовательского института DLR впервые обнаружили молекулы воды на поверхности астероида.

Ученые исследовали четыре богатые силикатами астероида с помощью инструмента FORCAST и выделили спектры излучения в среднем инфракрасном диапазоне, которые указывают на молекулярную воду на двух из них.

Астероиды — это остатки процесса формирования планет, поэтому их состав варьируется в зависимости от того, где они образовались в солнечной туманности. Особый интерес представляет распределение воды на астероидах, поскольку это может пролить свет на то, как вода попала на Землю.

Безводные, или сухие, силикатные астероиды образуются близко к Солнцу, тогда как ледяные — дальше от него. Понимание того, где образовались астероиды, и их состава позволяет определить, как распределялись и эволюционировали материалы в туманности, окружавшей молодое Солнце.

Распределение воды в Солнечной системе даст представление о том, как она распределялась в других звездных системах. А поскольку это вещество необходимо для биохимических процессов на Земле, это определит, где лучше всего искать инопланетную жизнь.

«Связанная» с минералами вода

Кроме астероидов, телескоп SOFIA обнаружил молекулы воды в одном из крупнейших кратеров в южном полушарии Луны. Предыдущие наблюдения нашего спутника и астероидов обнаружили определенную форму водорода, но не смогли отличить воду от ее близкого химического родственника — гидроксила.

«Мы обнаружили особенность, которую однозначно можно отнести к молекулярной воде на астероидах Ирис и Массалия. Судя по интенсивности спектральных полос, количество воды на астероиде соответствует количеству воды на освещенной Солнцем стороне Луны», — говорит доктор Анисия Арредондо, ведущий автор статьи об открытии «Аналогично, на астероидах вода может быть связана с минералами, а также адсорбирована на силикатном стекле».

Данные с двух более слабых астероидов, Партенопа и Мельпомены, были слишком зашумленными, чтобы сделать окончательный вывод. Инструмент FORCAST, очевидно, недостаточно чувствителен, чтобы обнаружить спектральную особенность воды, если она присутствует. Однако, имея эти результаты, команда привлекает космический телескоп NASA James Webb, ведущий инфракрасный космический телескоп, чтобы использовать его точную оптику и превосходное соотношение сигнал/шум для исследования большего количества объектов.