MRO обнаружил остатки древнего ледяного щита под северным полюсом Марса

Как и Земля, на протяжении своей истории Марс неоднократно проходил через ледниковые периоды, когда на его полюсах скапливались, а затем исчезали значительные массы водяного льда. По мнению ученых, эти процессы связаны с особенностями наклона оси вращения Красной планеты. В настоящее время ее экватор наклонен к плоскости орбиты на 25°, что лишь немного больше соответствующего земного показателя.

Марс. Источник: European Space Agency & Max-Planck Institute for Solar System Research for OSIRIS Team ESA/MPS/UPD/LAM/IAA/RSSD/INTA/UPM/DASP/IDA

Однако в этом аспекте между Землей и Марсом имеется одно очень важное отличие. У нашей планеты имеется крупный спутник, чья гравитация стабилизирует ось ее вращения. Фобос и Деймос же попросту слишком малы и не оказывают заметного влияния на центральное тело. Результаты моделирования показывают, что из-за этого марсианская ось вращения должна испытывать периодические колебания в диапазоне от 10° до 50°. Подобные отклонения и провоцируют ледниковые периоды.

Недавно команда американских ученых нашла подтверждение этой теории. В ходе анализа данных, собранных радиолокатором SHARAD (он установлен на космическом аппарате MRO), ученые обнаружили остатки древнего ледяного щита, находящегося на глубине 1,5 км под северным полюсом Марса. По мнению исследователей, эти залежи остались со времен последнего ледникового периода. Они были занесены слоем песка, что позволило им сохраниться.

Еще совсем недавно планетологи считали, что древние ледяные шапки полностью исчезли с лица Красной планеты. Открытие MRO означает, что ученые когда-нибудь смогут восстановить историю марсианского климата, используя подповерхностные залежи льда в качестве своеобразных «годичных колец».

Также стоит отметить, что ледник под северным полюсом является третьим по величине из уже известных резервуаров водяного льда на Марсе. Если растопить его, образовавшаяся вода покрыла бы поверхность планеты полутораметровым слоем.

Неудачное исследование выявило странную особенность Млечного Пути