Млечный Путь и Туманность Андромеды начали обмен звездами

Туманность Андромеды (M31) — самая большая среди Местной группы и ближайшая к нам спиральная галактика. Спектральные исследования показывают, что ее могучая гравитация притягивает Млечный Путь. Сейчас обе звездные системы сближаются с медленно растущей скоростью 85 км/с и через несколько миллиардов лет сольются в одну грандиозную эллиптическую галактику. Однако анализ данных европейского астрометрического телескопа Gaia показал, что первая стадия этого слияния уже началась: системы активно обмениваются звездами.

Подавляющее большинство объектов Млечного Пути обращаются вокруг его центра по более или менее вытянутым эллиптическим орбитам. Солнце совершает один оборот вокруг него примерно за 220 млн лет, двигаясь со средней скоростью 250 км/с. Но даже столь высокая скорость не позволяет ему преодолеть мощную совокупную гравитацию нашей звездной системы и вылететь за ее пределы.

Так будет выглядеть Туманность Андромеды возле Млечного Пути через 3 млрд лет. Источник: NASA; ESA; Z. Levay and R. van der Marel, STScI; T. Hallas; and A. Mellinger

В 2005 году сотрудники Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики открыли необычную звезду, двигавшуюся почти прямо от галактического центра со скоростью более 700 км/с. Этого уже вполне достаточно, чтобы вырваться из «галактических объятий» и навсегда покинуть Млечный Путь. Позже такие объекты стали находиться регулярно. Им дали название «сверхбыстрые звезды» (HVS).

Считается, что свою сверхвысокую скорость «звезды-беглецы» получают при взаимодействии звездных пар со сверхмассивной черной дырой в центре Млечного Пути. При этом она поглощает один из компонентов двойной системы, а другому, наоборот, придает ускорение. Также мощный «толчок» может получить спутник звезды-гиганта после того, как последняя в конце своего активного существования взорвется как сверхновая.

Но существует еще один путь появления сверхбыстрых звезд — они могут просто прилететь к нам из другой галактики. Чтобы проверить такую возможность, группа сотрудников Института астрофизики в немецком Карлсруэ под руководством Лукаса Гюлцова проанализировала данные миссии Gaia, производящей измерения расстояний до различных галактических объектов, а также их радиальных и видимых скоростей. Ученым удалось выявить около 18 млн HVS. На второй стадии исследования они провели компьютерное моделирование, использовав карту гравитационного потенциала внутри Местной группы. Оно показало, что траектории и скорости небольшой части объектов действительно соответствуют тем, которые сотни миллионов лет назад покинули Туманность Андромеды и «переселились» в нашу галактику. Очевидно, имеет место и обратная миграция.

Приближаясь к Млечному Пути, «звезды-беглецы» разгоняются под действием его гравитации и получают гиперболический избыток скорости, не позволяющий им задержаться в нашем «звездном доме» — когда-нибудь они покинут его и отправятся в дальнейшее межгалактическое странствие. Но некоторые из них теоретически могут стать его «постоянными жителями», если в ходе множества гравитационных взаимодействий с его звездами достаточно затормозятся. Следовательно, несмотря на огромное расстояние между крупнейшими галактиками Местной группы, составляющее 2,5 млн световых лет, они уже начали активный обмен светилами.

По материалам Universe Today