«Метеорное шоу» на рассвете. Активизируются ли Аквариды в мае нынешнего года?

Начало мая — время действия ежегодного метеорного потока η-Акварид, третьего по мощности на земном небе. Его образуют твердые частицы, выброшенные знаменитой кометой Галлея, которые «разлетелись» вдоль ее орбиты. Кометная орбита ближе всего подходит к земной в тому месте, где Земля находится 5–6 мая, то есть именно в эти дни наша планета проходит сквозь наиболее плотную часть метеорного роя, а следовательно, наблюдается максимум активности потока.

Недавно комета Галлея прошла наиболее удаленную от Солнца точку своей траектории и начала приближаться к нему. Можно было бы предположить, что и самая плотная часть роя η-Акварид движется где-то вблизи своей «прародительницы», а значит, их активность в ближайшие годы должна быть относительно низкой. На самом деле это не совсем так. Сгустки метеорных частиц, выброшенных «хвостатой звездой» во время различных пролетов сквозь центральные области Солнечной системы, постепенно удаляются от кометного ядра и иногда могут оказаться чуть ли не на противоположной части орбиты. Согласно расчетам некоторых астрономов, нечто подобное должно было произойти с метеорами, порожденными кометой в ходе пролета около 470 года до нашей эры. Их «самостоятельный рой» именно сейчас пересекает эклиптику, и сквозь его наиболее плотную часть Земля пройдет 4–5 мая 2024 года.

Предполагается, что благодаря этому активность η-Акварид может превысить 100 метеоров в час. На сайте Американского метеорного общества указан ожидаемый момент максимума — 5 мая в 8 часов 43 минуты по всемирному времени (11:43 по киевскому летнему времени). В Украине тогда уже будет день, но на самом деле все подобные предсказания достаточно условны, поэтому наивысшей активности можно ожидать несколькими часами раньше или позже. Радиант этого потока расположен в созвездии Водолея и на широте Киева появляется над горизонтом около трех часов утра, поэтому советуем всем, кто имеет возможность в такое неудобное время наблюдать юго-восточную часть горизонта, обратить внимание на «падающие звезды», которые будут необычным образом лететь не вниз, а вверх. Поскольку метеоры, порожденные кометой Галлея, входят в земную атмосферу со скоростью более 65 км/с, они часто становятся очень яркими, но все равно после 4 часов, когда начнутся навигационные сумерки, практически все они перестанут быть видимыми на светлом небе.

Тем временем к Солнцу приближается комета Ольберса, принадлежащая к тому же семейству Нептуна, что и комета Галлея.