Метеорит-бумеранг вернулся на Землю из космоса

Группа ученых сообщила об обнаружении метеорита-бумеранга: камня, который был выбит с поверхности Земли, провел некоторое время в космосе, а затем снова упал на нашу планету. Если открытие подтвердится, это станет первым случаем находки метеорита, который вернулся на Землю.

Необычный метеорит из пустыни Сахара

В 2018 году в пустыне Сахара в Марокко был найден темный красновато-коричневый камень. Осмотревшие его исследователи пришли к заключению, что это метеорит. Находка получила обозначение NWA 13188.

Метеорит NWA 13188. Источник: Albert Jambon

Когда ученые провели детальный лабораторный анализ космического гостя, их ждал сюрприз. Тесты показали, что NWA 13188 имеет такой же химический состав, что и вулканические породы на Земле. При этом, концентрация изотопов бериллия-3, гелия-10 и неона-21 в камне оказалась выше, чем в любой горной породе на Земле, но ниже, чем в других метеоритах. Это может объясняться последствиями взаимодействия NWA 13188  с космическими лучами высоких энергий, что подтверждает его нахождение за пределами нашей планеты. По мнению исследователей, камень мог провести на орбите вокруг Земли от двух тысяч до нескольких десятков тысяч лет прежде чем вошел в ее атмосферу.

Как забросить камень в космос

Как именно NWA 13188 оказался в космосе? Наиболее вероятное объяснение заключается в том, что он был выбит с земной поверхности в результате падения какого-то крупного тела. Выделившейся при этом энергии оказалось остаточно, чтобы выбитые обломки набрали первую или даже вторую космическую скорость. Это вполне реальный сценарий. На сегодняшний день ученые обнаружили значительное количество метеоритов, которые имеют лунное и марсианское происхождение (это было доказано благодаря их изотопному анализу). В свою очередь, выбиваемые с поверхности Земли обломки, наверняка падали на другие тела Солнечной системы. Некоторые ученые считают, что посредством подобного механизма жизнь может перемещаться между планетами.

Падение астероида на Землю в представлении художника. Источник: Dzika Mowka/iStock/NASA

Альтернативное объяснение заключается в том, что NWA 13188 оказался в космосе в результате извержения. Теоретически, это возможно, но лишь в случае мегаизвержения, аналогов которому не случалось за все время существования человеческой цивилизации. Например, высота выброса во время извержения вулкана Хунга в прошлом году составила всего лишь 58 км, что значительно ниже границы земной атмосферы. А ведь речь идет о наиболее мощном извержении со времен Кракатау.

Сомнения по поводу природы метеорита-бумеранга

В то же время стоит отметить, что хотя изучившая NWA 13188 команда исследователей не сомневается в его происхождении, другие ученые сохраняют более осторожный подход и рекомендуют получить дополнительные доказательства, например анализ возраста камня. NWA 13188 был классифицирован как ахондрит. Типичные метеориты этого класса имеют возраст 4,5 млрд лет, что совпадает с возрастом Солнечной системы. Однако, если NWA 13188 это земной камень, то он должен быть гораздо моложе.

Метеорит NWA 13188. Источник: Albert Jambon

Другой серьезной проблемой является отсутствие на Земле свежего крупного ударного кратера, чтобы вписаться в предложенную учеными хронологию. По оценкам, для выбивания обломка в космос, потребовалось бы тело диаметром порядка километра. Его падения должно было оставить после себя двадцатикилометровый кратер. Но среди пятидесяти известных ударных формаций требуемого размера нет ни одной, возраст которой был бы меньше миллиона лет, в то время как по мнению ученых, NWA 13188 был выбит примерно 10 тысяч лет назад. Так что, по всей видимости, нас еще ждут дискуссии по поводу происхождения метеорита-бумеранга.

По материалам  https://www.space.com