Марс от полюса до полюса

2 июня 2003 года ракета «Союз-ФГ» запустила к красной планете миссию Mars Express. Она состояла из одноименного орбитального аппарата и спускаемого модуля Beagle-2. И если последний был потерян во время спуска, то сам Mars Express по-прежнему в строю и продолжает изучать планету.

В честь 15-летней годовщины начала миссии, специалисты ESA опубликовали изображение Марса от полюса до полюса, сделанное Mars Express  в октябре прошлого года. Необходимо отметить, что оно инвертировано. Северный полюс планеты расположен в левом нижнем углу снимка, южный полюс — в правом верхнем углу.

Фото демонстрирует наиболее интересные достопримечательности красной планеты. В первую очередь, это марсианские супервулканы. Они расположены в провинции Фарсида — огромном вулканическом нагорье, чья площадь сопоставима с площадью Африки. На фото можно целиком увидеть два из четырех высочайших марсианских вулканов — гору Аскрийскую (Ascraeus Mons) и гору Павлина (Pavonis Mons).

Также на снимке запечатлена часть вулкана Олимп (Olympus Mons) — одной из высочайших вершин Солнечной системы. Его высота от основания до пика составляет около 22 км. В нижней части фото можно увидеть еще один интересный марсианский вулкан — гору Альба (Alba Mons ). Это крупнейший по площади вулкан на Марсе. Следы извергнутой из него лавы прослеживаются на расстоянии как минимум 1350 км от его пика. Общая площадь горы Альба сопоставима с площадью США.

Выше супервулканов можно увидеть лабиринт Ночи (Noctis Labyrinthus). Это комплекс пересекающихся каньонов, протяженностью около 1200 км. Он сформировался в результате тектонических процессов. Левее лабиринта Ночи хорошо заметна долина Маринер (Valles Marineris). Это гигантская система каньонов, протяженностью 4500 км, шириной 200 км и глубиной до 11 км.

Также в нижней части снимка можно увидеть кусочек знаменитой северной полярной шапки планеты. В южном полярном регионе просматривается голубая дымка марсианской атмосферы.

По материалам  http://www.esa.int