Mars Odyssey измерил температуру Фобоса

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Осенью 2017 г. американский аппарат Mars Odyssey приступил к изучению Фобоса с использованием инфракрасной камеры THEMIS. Основная задача наблюдений — составление температурной карты спутника. Она должна помочь астрономам лучше понять, из каких минералов состоит поверхность этого небесного тела.

Инфракрасные изображения Фобоса, сделанные аппаратом Mars Odyssey. Источник: NASA/JPL-Caltech/ASU/SSI

24 апреля 2019 г. Mars Odyssey сумел получить первое инфракрасное изображение дневной стороны Фобоса. В момент съемки Солнце находилось за «спиной» аппарата, полностью освещая спутник. Опубликованное на сайте NASA изображение демонстрирует, что температура на дневной стороне крупнейшей марсианской луны колеблется в диапазоне от -123 °C у линии терминатора до 27 °C в подсолнечной точке.

Используя данные о перепаде температур Фобоса, ученые могут оценить распределение некоторых веществ по его поверхности (в частности, соединений железа и никеля). Это, в свою очередь, позволит судить о происхождении спутника — является ли он захваченным астероидом или же сформировался из материала, выброшенного в космос в результате падения на Марс крупного тела.

Изображения Фобоса в видимом свете, сделанные аппаратом Mars Odyssey. Источник: NASA/JPL-Caltech/ASU/SSI

Кроме того, температурные карты Фобоса помогут определить структуру его поверхности — в частности, выяснить, какие участки являются скалистыми, а какие покрыты реголитом. Эта информация весьма полезна при планировании будущих миссий, цель которых — взятие образцов вещества спутника и доставка их на Землю.