Люди были на Луне: главные доказательства

В эти дни все любители космонавтики отмечают знаменательную дату: 55 лет высадки людей на Луну. К сожалению, довольно большое количество людей не верят в реальность этого события. В нашем прошлом материале мы рассказали про пять главных мифов, которые так любят вспоминать сторонники теории заговора. Сегодня мы поговорим о независимых доказательствах того, что высадка на Луну действительно имела место.

Фотографии мест посадки Apollo

Многие конспирологи часто любят приводить довольно странный аргумент, что если бы NASA хотела доказать реальность высадки людей на Луну, то сфотографировала бы места посадок при помощи телескопа Hubble. Но, во-первых, его разрешающая способность недостаточна для подобной съемки. А во-вторых — даже если бы Hubble мог сделать такой снимок, то это не имело бы никакого значения, ведь его точно так же могли назвать фальсификацией.

Место посадки Apollo 17 на снимке аппарата LRO. Источник: NASA

Но хотя Hubble и не может сфотографировать места высадок Apollo, это неоднократно делали находящиеся на окололунной орбите космические аппараты. Одним из них является LRO. Детализации его снимков достаточно, чтобы увидеть посадочную ступень лунного модуля, оставленные астронавтами следы и даже тень от флагштока.

Место посадки экспедиции Apollo 12 глазами аппарата «Чандраян-2». Источник: ISRO/ ISSDC

Конечно же, это совсем не аргумент для конспирологов. Ведь LRO управляется NASA, а значит, все снимки являются поддельными. Однако места посадки Apollo фотографировали и космические аппараты из других стран. Например, индийский «Чандраян-2». Его снимки по детализации даже превосходят изображения LRO. Пейзаж вокруг мест посадки Apollo в точности соответствует кадрам, сделанным американскими астронавтами.

Место посадки Apollo 16. Сравнение снимков, сделанных аппаратами «Чанъэ-2» и Apollo 16. Источник: NASA/CNSA

Китайские аппараты также проводили съемку мест посадки Apollo. Хотя качество полученных ими изображений заметно уступает снимкам LRO и «Чандраяна-2», но на них все равно можно рассмотреть темное пятно на месте посадки лунного модуля, а также оставленный астронавтами ровер.

Лазерные отражатели

Американские отражатели высаживались на Луну не просто для того, чтобы сфотографироваться с флагом. Они выполняли комплексную научную программу, включавшую в себя сбор образцов, проведение экспериментов и установку приборов, которые затем работали на лунной поверхности в течение нескольких лет.

Уголковый отражатель, установленный на Луне экспедицией Apollo 15. Источник: NASA

А кое-какие инструменты, оставленные астронавтами Apollo, используются и по сей день. Речь об уголковых отражателях. Они необходимы для лазерной локации Луны. Ученые направляют с Земли луч лазера на отражатель, после чего фиксируют отразившийся сигнал. Это позволяет определить расстояние до спутника с погрешностью всего в несколько миллиметров. Именно благодаря отражателям Apollo в свое время удалось выяснить, что ежегодно Луна удаляется от Земли на 3,8 см.

Использование уголковых отражателей не является исключительной прерогативой американских ученых. В годы Холодной войны советские исследователи неоднократно измеряли расстояние до Луны, используя отражатели Apollo. А в 2018 году Китай провел первый в своей истории эксперимент по лазерной локации Луны. Для него использовался отражатель, установленный экспедицией Apollo 15.

Космический мусор

Какое действие было одним из первых, сделанных людьми после посадки на Луну? Нет, не выход на поверхность. Это выброс мусора. Перед тем, как Нил Армстронг совершил свой знаменитый маленький шаг, экипаж Apollo 11 выбросил из кабины пакет с накопившимся мусором. Сейчас этот факт часто вспоминают с иронией, как пример того, что где бы не появлялись люди, они постоянно все замусоривают — даже если речь идет о другом небесном теле.

Третья ступень ракеты Saturn V. Источник: NASA

Но тот же самый мусор также является одним из наиболее убедительных доказательств реальности программы Apollo. В 2002 году астроном-любитель Уильям Ён обнаружил объект, получивший обозначение J002E3. Первоначально он был классифицирован как астероид, но довольно быстро стало понятно, что речь идет о чем-то более необычном. Анализ его спектра показал, что он имеет искусственное происхождение: ученым удалось найти следы алюминия, черной и белой краски. Это, а также размеры объекта и характеристика его орбиты позволили ученым прийти к выводу, что это третья ступень ракеты Saturn V.  Скорее всего той, что использовалась для запуска миссии Apollo 12.

В космосе остались и другие отработанные верхние ступени Saturn V, а также лунный модуль экспедиции Apollo 10. Все они имеют огромную ценность для техноархеологов будущего.

Обломки первой ступени ракеты Saturn V на дне Атлантического океана. Источник: Bezos Expeditions

Кроме того, не стоит забывать про первые ступени Saturn V, которые после отделения падали в океан. В 2013 году финансируемая миллиардером Джеффом Безосом экспедиция нашла на глубине 4,5 километра на дне Атлантического океана первую ступень той ракеты, которая отправила в космос экспедицию Apollo 11. Часть ее фрагментов была затем поднята на поверхность и после реставрации выставлена в музее.

Внешние наблюдатели

Полеты Apollo были, без преувеличения, событием века. За ними следили сотни астрономов по всему земному шару. Они видели и фотографировали основные этапы запуска, вроде отделения ступеней и активации двигателей. Результаты этих наблюдений позже публиковались в тематических астрономических журналах. Наблюдателям даже удалось увидеть облако, образовавшееся вокруг космического корабля Apollo 13 после того, как у него взорвался кислородный бак.

Момент взрыва Apollo 13, сфотографированный наземным телескопом. Источник: pages.astronomy.ua.edu

Различные радиолюбители и радиоастрономы также слушали переговоры между кораблями и наземными станциями и фиксировали передачи с Луны. Например, сотрудникам Бохумской обсерватории удалось записать телевизионные сигналы Apollo 16. На них запечатлены только астронавты и нет голоса из ЦУП, так как сигнал поступал только с Луны.

Конечно, за полетами Apollo пристально следили и в СССР. Ведь лунная гонка была частью глобального противостояния сверхдержав, так что любой космической активности потенциального противника уделялось пристальное внимание. На научно-измерительном пункте № 10 (НИП-10) под Симферополем была установлена аппаратура для перехвата трансляций с борта американских космических кораблей. Советские специалисты постоянно слушали их переговоры с Землей, а находившиеся у побережья Флориды корабли отслеживали сами пуски ракет Satun V. Советский радиотелескоп РАТАН-600 позже перехватывал сигналы от оставленных астронавтами на Луне приборов.

Лунный грунт

В отличие от заявлений конспирологов, в реальности доставленный астронавтами Apollo лунный грунт, никуда не пропадал. Он до сих пор продолжает активно изучаться исследователями по всему миру. Все проведенные анализы, подтверждают космическое происхождение доставленных образцов, а их изотопный состав позволил доказать лунное происхождение ряда найденных на Земле метеоритов.

Один из доставленных на Землю лунных камней. Источник: NASA

Любопытно, что возраст самых старых лунных пород достигает 4,5 миллиарда лет, что делает их на 200 миллионов лет старше самых древних земных пород. Некоторые содержащиеся в них минералы на тот момент были неизвестны ученым и были найдены на Земле уже после завершения полетов Apollo.

Именно анализ лунных образцов привел к тому, что ученым пришлось отвергнуть основные теории формирования Луны, которые доминировали до полетов Apollo. На смену им пришла импактная гипотеза предполагающая, что Луна сформировалась из обломков, выброшенных во время столкновения Земли с протопланетой. Несмотря на некоторые, пока нерешенные теоретические моменты, на сегодня, именно она является доминирующей в научном сообществе.