Ледяные шапки Марса раскрыли тайны его прошлого

Полярные шапки Марса имеют на своей поверхности удивительные спиральные структуры. Недавно ученые изучили их, чтобы узнать, как они образовались под действием ветров. При этом они многое узнали о том, как в течение последних миллионов лет изменялся климат Красной планеты.

Полярная шапка Марса
Полярная шапка Марса. Источник: phys.org

Исследование полярных шапок Марса

Недавно в журнале Journal of Geophysical Research: Planets появилась статья, посвященная полярным шапкам Марса. Ее авторы исследовали спиральные узоры на полярных шапках Марса и пришли к выводу, что в течение последних миллионов лет климат планеты претерпел стремительные изменения.

Любой человек, хоть раз видевший фотографии полярных шапок Марса, удивляется невероятным спиральным узорам, которые их покрывают. Авторы нового исследования в свое время не стали исключением. Ведь нигде на Земле ничего подобного не увидишь.

Тем не менее уже достаточно давно ученые разобрались, что эти узоры на самом деле состоят из слоев льда и пыли, имеющих толщину от 400 до 1000 м. Последний является следствием местной эрозии, вызванной так называемыми кабатическими ветрами. Эти воздушные потоки сначала быстро двигаются, вырывая частицы из горных пород, а затем так же стремительно слабеют, и пыль оседает на поверхность.

Изменения климата Марса

В новом исследовании ученые подробно изучили снимки ледяных шапок Марса для проверки этой теории. Предположение о кабатических ветрах предполагает, что стенки заполненных пылью борозд на них должны быть асимметричными. И в 80% случаев это оказалось именно так.

20% борозд являются симметричными, и это означает, что за их образование отвечают какие-то другие, более интенсивные процессы. Кроме того, никаких пылевых облаков, которые должны там быть, не наблюдается. Все это подтолкнуло ученых к выводу, что они образовались некоторое время назад.

Обобщение данных позволило несколько больше узнать об истории Красной планеты. Исследователи предположили, что 4–5 млн лет назад, то есть относительно недавно по меркам Солнечной системы, климат Марса ощутимо изменился, что заставило его атмосферу и гидросферу работать по-новому.

Это очень важная информация, поскольку для будущей колонизации Марса людям понадобится добывать там воду, а она может храниться в его глубинах. Правда, сказать, как новые данные повлияют на поиски залежей льда на нем, ученые пока не могут.