Китайцы приучили рыб к невесомости

Уже месяц рыбы-зебры живут на китайской космической станции «Тяньгун». В целом они хорошо приспособились к невесомости, но демонстрируют странное поведение, которое может свидетельствовать об их дезориентации.

Рыбы-зебры
Рыбы-зебры. Источник: www.smithsonianmag.com

Рыбы-зебры на космической станции

Китайские астронавты на борту космической станции «Тяньгун» сообщают, что четыре рыбы-зебры, которые находятся там вместе с ними уже месяц, живы и хорошо себя чувствуют. Они находятся в небольшом аквариуме и в целом уже привыкли к микрогравитации.

Пока что рыбам-зебрам удается выживать, но они демонстрируют некоторые признаки дезориентации. Астронавты Е Гуанфу, Ли Конг и Ли Гуансу сообщили о случаях плавания рыб брюшком вверх, назад и круговыми движениями, что свидетельствует о том, что микрогравитация все же влияет на их пространственную ориентацию.

Рыб запустили в космос на борту корабля «Шэньчжоу-18», который доставил их и партию рогоза на орбиту 25 апреля 2024 года. Целью проекта является создание самоподдерживающейся экосистемы и изучение влияния микрогравитации и космической радиации на развитие этих видов.

Лучший объект для наблюдений

Рыбы-зебры обладают рядом преимуществ как экспериментальный объект. Короткий цикл размножения и развития, прозрачные яйца позволяют ученым быстро и эффективно изучать их, а генетика имеет определенное сходство с человеческой, что потенциально может дать знания, касающиеся здоровья человека.

Геном рыб-зебр полностью секвенирован, и именно поэтому их широко используют в научных экспериментах на Земле. Наблюдение за поведением этих хорошо изученных существ в такой экстремальной среде может многое рассказать о жизни и развитии позвоночных разных видов под воздействием микрогравитации.

Астронавты на борту «Тяньгун» регулярно кормят рыб и отбирают пробы воды, а камеры позволяют ученым на Земле наблюдать за аквариумом. Пока что никаких серьезных проблем в их жизни не обнаружено.

Влияние условий космоса на живые организмы

Это не первый случай, когда рыбы побывали в космосе. Начиная с 2012 года, японский исследовательский проект доставил на Международную космическую станцию медаку и рыбу-зебру для изучения в аналогичной водной среде. Результаты этих исследований показали, что плотность костной ткани рыб уменьшилась всего за десять дней. Астронавты тоже испытывают подобные эффекты на орбите, хотя и не в такие короткие сроки, и их можно несколько смягчить с помощью строгих физических упражнений.

Здоровье и устойчивость животного мира в космосе является ключевой сферой исследований для подготовки космических полетов с людьми на борту. Если мы собираемся в долговременные космические миссии, такие как те, что необходимы для достижения Марса, то понимание биологических последствий космических путешествий является жизненно важным.