Кто сказал «И все-таки она вертится!». Пять популярных мифов о Галилео Галилее

15 февраля 1584 года в итальянском городе Пиза родился человек, которому было суждено навсегда изменить наши представления о космосе и Вселенной. Его звали Галилео Галилей.

За свою долгую жизнь Галилей совершил множество фундаментальных открытий, заложив основу современной астрономии и механики. Но, как это часто бывает с великими людьми, с его именем связан целый ряд мифов и городских легенд. В честь 440-й годовщины со дня рождения великого итальянца мы бы хотели разобрать наиболее популярные из них.

Галилей сбрасывал предметы с Пизанской башни

Одна из наиболее известных историй связанных с Галилеем заключается в том, что он сбрасывал предметы со знаменитой Пизанской башни. Ученый делал это не ради развлечения, а чтобы проверить учение Аристотеля, согласно которому время падения зависит от массы. Утверждается, что Галилей сбросил с башни два шара разной массы — и они упали одновременно. Таким образом он и опроверг теорию Аристотеля.

Схема мысленного эксперимента Галилея. Источник: wikipedia

Сам Галилей никогда не писал о том, что сбрасывал предметы с Пизанской башни. В его книге «О движении» описана лишь мысленная идея подобного эксперимента.

История о том, что Галилей сбрасывал предметы с Пизанской башни, впервые появилась в биографии Галилея, написанной его учеником Винченцо Вивиани в 1654 году — спустя 65 лет после того, как предполагаемый эксперимент имел место и 12 лет после смерти самого Галилея. Поэтому большинство историков науки сейчас считают, что это действительно был лишь мысленный эксперимент, который на самом деле не проводился.

Галилей изобрел телескоп

Еще одно связанное с Галилеем популярное заблуждение заключается в том, что многие считают, именно его изобретателем телескопа. Но это не так. Первое письменное упоминание о телескопе датировано 1608 годом. Тогда очковый мастер Иоанн Липперсгей попытался получить патент на зрительную трубу. Через несколько недель другой голландский мастер по изготовлению приборов Якоб Метиус, также подал заявку на аналогичный патент.

Телескопы Галилея в музейной экспозиции. Источник: wikipedia

И и тот и другой получили отказ, поскольку на тот момент подзорные трубы были уже довольно хорошо известны, и потому, они не могли претендовать на лавры их изобретателей. Исследования историков говорят о том, что первые подобные оптические устройства появились еще в 1605 году, а возможно даже и раньше.

Сам Галилей начал эксперименты с линзами в 1609 году, когда до него дошли слухи об изобретении голландских мастеров. Его первый телескоп имел всего лишь трехкратное увеличение, но в дальнейшем итальянскому ученому удалось улучшить конструкцию и построить более мощные телескопы, имевшие увеличение от 20 до 33 раз.

Галилей первым использовал телескоп для астрономических наблюдений

Пусть Галилей и не изобретал телескоп, но он был первым, кто использовал его для астрономических наблюдений, ведь так? Нет, это тоже заблуждение. На самом деле первое подтвержденное астрономическое наблюдение датировано 5 августа 1609 года, когда англичанин Томас Хэрриот сделал зарисовку Луны. Галилей же впервые направил телескоп в небо 30 ноября 1609 года.

У многих, наверно, возник закономерный вопрос. Если Галилей не был первым, почему весь мир знает кто он такой, в то время как имя Хэрриота известно лишь узкому кругу историков и астрономов? Но все довольно просто. Дело в том, что Хэрриот никогда не публиковал результаты своих исследований и о них знал лишь небольшой круг его друзей. Галилей же наоборот, приложил все возможные усилия для того, чтобы о его революционных открытиях стало известно всему миру. Именно поэтому, космические аппараты и навигационные системы и называют в честь итальянского ученого, а не в честь Томаса Хэрриота.

Галилей был сожжен инквизицией

Прошедший в 1633 году позорный процесс над Галилеем, вошел в историю как один из наиболее хрестоматийных примеров гонений на ученых со стороны церкви. Итальянцу вменяли в вину публичную поддержку гелиоцентрической системы мира Николая Коперника, которую католическая церковь осудила как еретическое учение в 1616 году.

Галилей перед инквизицией (картина Кристиано Банти, 1857 год). Источник: wikipedia

Однако, вопреки распространенному заблуждению, Галилей не был сожжен на костре. После того как ученый отрекся от своих взглядов и покаялся, его приговорили к пожизненному заключению в тюрьме, которое вскоре было заменено на домашний арест и пожизненный надзор инквизиции.

Заблуждение о том, что Галилей был казнен инквизицией, скорее всего, связано с трагической судьбой другого итальянца Джордано Бруно, проповедовавшего учение о бесконечности вселенной и множестве миров. Он действительно был сожжен на костре инквизицией в 1600 году.

Галилей произнес: «И все-таки она вертится!»

Пожалуй, наиболее знаменитая история про Галилея гласит, что после завершения суда и отречения от теории Коперника он произнес: «И все-таки она вертится!» (E pur si muove!).

Галилей в тюрьме, на стене которой нацарапано «И все-таки она вертится!» (дата написания и автор неизвестны). Источник: wikipedia

Увы, несмотря на всю красоту этой фразы, почти наверняка это лишь легенда. Впервые она была приписана Галилею в 1757 году (то есть через 124 года после суда). В 1911 году фраза была найдена на картине, изображающей Галилея в тюрьме (там она выцарапана ученым на стене тюремной камеры). Долгое время считалось, что полотно было создано в середине XVII века, что отчасти подтверждало правдивость истории. Но сейчас многие историки считают, что на самом деле картину написали лишь в XIX веке, когда легенда уже была хорошо известна.

Но, даже если Галилей никогда не произносил таких слов, они довольно неплохо передают его отношение к прошедшему судилищу. Несмотря на показное отречение, ученый не изменил своих взглядов и до конца жизни был убежден в правильности гелиоцентрической системы.