Кратеры на Европе помогут оценить толщину ее льда

Несмотря на постоянное сглаживание поверхности, спутник Юпитера Европа несет на себе многочисленные следы столкновения с кометами и астероидами. Недавно благодаря исследованию кратеров ученые смогли оценить толщину ледяной коры этого тела.

Кратеры на Европе свидетельствуют о многочисленных метеоритных ударах
Кратеры на Европе свидетельствуют о многочисленных метеоритных ударах. Источник: www.space.com

Ударные кратеры на Европе

Спутник Юпитера Европа издавна считался одним из лучших мест в Солнечной системе для поиска доказательств существования жизни за пределами Земли. Этот объект диаметром 3100 км содержит океаны соленой воды, которые в два-три раза превышают объем всех морей на нашей планете вместе взятых.

Однако эти океаны скрываются под ледяной корой Европы, а такая водная среда является неплохим местом для зарождения жизни. Однако ее реальное наличие и форма, сильно зависят от толщины ледяной оболочки этого спутника. И именно ее ученым до сих пор не удавалось определить.

Но теперь команда планетологов может иметь некоторые подсказки относительно окончательного значения. Изучив большие кратеры на Европе, которые образовались в результате ее бомбардировки астероидами и кометами, исследователи использовали эти наблюдения, чтобы определить, что толщина оболочки Европы составляет около 20 км. И эта оболочка, по их словам, вероятно, плавает в океане глубиной от 60 до 150 км, расположенном вокруг каменистого ядра луны.

По словам ученых, понимание этого параметра очень важно для того, чтобы выяснить, какие источники энергии использует жизнь: присутствует ли там фотосинтез или она полностью полагается на подводные геотермальные источники.

Фотосинтез на спутнике Юпитера

Вероятнее всего, жизнь на Европе существует исключительно путем химических реакций, а не фотосинтеза, что является обычным делом для земной жизни. Это объясняется тем, что Европа постоянно подвергается воздействию радиации Юпитера, а это означает, что организмы не могут существовать на ее поверхности.

Любая жизнь на Европе должна была бы существовать подо льдом, где нет солнечного света. А солнечный свет необходим для фотосинтеза. Чтобы этот биохимический процесс происходил, слой льда должен быть достаточно толстым, чтобы защитить простые формы жизни, такие как микробы, от излучения, но в то же время достаточно тонким, чтобы это излучение могло обеспечивать простую жизнь энергией.

Исследование ударных кратеров

Команда ученых оценила толщину ледяной оболочки Европы, изучив наблюдения, сделанные космическим аппаратом Galileo в 1998 году. Затем ученые смоделировали кратеры, используя комбинацию физических характеристик и свойств поверхности, которые могли создать кратеры. Благодаря этому и была установлена толщина коры.

Полученный результат не дает однозначного ответа на вопросы, которые интересуют ученых. Они уверены, что для понимания полной картины надо еще установить, как ледяная кора и вода в океане взаимодействуют с каменным ядром.