Космические приключения независимой Украины: 7 лучших писателей-фантастов

Украинская книжная фантастика давно уже вышла из советской тени. В том числе и космические приключения давно уже перестали быть в ней экзотикой. Мы решили познакомить вас с семью авторами независимой Украины, которые пишут или писали о путешествиях между планетами и звездами.

Украинская космическая фантастика

Космическая фантастика независимой Украины

Традиционно рассказы об украинской фантастике принято начинать с сообщения, что она существует. Да, будто кому-то кроме россиян до сих пор не понятно, что украинская литература — это далеко не только бедные крестьяне, все время страдающие.

К сожалению, даже украинские любители фантастики на вопрос о наших авторах, которые пишут о космосе, до сих пор вспоминают в первую очередь Владимира Владко, Олеся Бердника, Игоря Росоховатского и других авторов, писавших во времена Советского Союза.

Не умаляя значения того, что они писали, стоит не забывать, что жизнь не стоит на месте. В то же время во время независимой Украины появились авторы, которые пишут не хуже их. Итак, давайте посмотрим на семерых писателей, которые могут рассказать, каков он — украинский космос.

Олег Авраменко

Одним из пионеров космической фантастики в независимой Украине был Олег Авраменко. Этот автор начал свою карьеру еще в самом начале 1990-х. Преимущественно он писал фэнтези и исторические романы, но неоднократно обращался и к космоопере, то есть жанру фантастики, в котором приключения среди звезд важнее технических предвидений.

Сначала это была дилогия, состоявшая из книг «Горсть вечности» и «Разрушенные звезды». В ней речь идет о далеком будущем, в котором человечество успело расселиться по Галактике, наладить контакты с другими разумными расами, потерпеть поражение в войне и оказаться в изоляции. В самих романах рассказывается о том, как оно возвращает себе былую мощь.

Другая спейсопера по авторству Авраменко – «Реальная угроза». Здесь человечество тоже научилось путешествовать между звездами, но масштаб событий гораздо скромнее. События в книге крутятся вокруг одной планеты и одной семьи космонавтов, получившей власть над ней.

Книга интересна тем, что автор задается вопросом: если демократическое устройство приводит к власти некомпетентных и коррумпированных политиков, лучше ли заменить его авторитаризмом? Конечно, можно привести аргумент, что такой ход выльется в тоталитарный ад, который закончится разрушением государства. Однако в романе высказывается немало интересных мыслей о том, как это всем предотвратить.

Однако еще до этого Олег Авраменко обращался к теме космических путешествий в совершенно необычном месте. Еще в 1990-х он написал цикл романов о Мирах Источника. По сути это было фэнтези в духе «Хроник Амбера» Роджера Желязны, в который речь шла о семье могучих колдунов, путешествующих по разным мирам. Однако в одном из них находится могучая космическая цивилизация, и это играет в сюжете книг очень заметную роль.

Вполне возможно, что Олег Авраменко написал бы еще немало космических опер, однако тяжелая болезнь, которая преследовала его всю жизнь, в конце концов возобладала и в 2018 году он умер.

Владимир Ешкилев

Владимир Ешкилев, автор, пожалуй, самой сложной космической оперы независимой Украины — дилогии «Фаренго». Ее с полным правом можно назвать «украинской дюной», ведь в ней также много политических интриг, завязанных на мистике и сверхъестественных способностях. Человечество здесь также успело расселиться далеко за пределы солнечной системы, хотя и не по всей галактике. Оно столкнулось с живыми инопланетянами и цивилизациями, от которых остались только руины, успело разочароваться в демократическом устройстве, построило империю, а к моменту начала действия романов и та уже трещит по швам.

В центре событий — загадочная планета, охраняемая инопланетной расой и откуда происходит угроза от совсем уж фантастических чудовищ. Вокруг нее плетут свои интриги имперские спецслужбы, женский орден, оберегающий древние секреты, революционеры, аристократы и многие.

Характерной особенностью мира, созданного Ешкилевым, является широкое использование одновременно биотехнологий и искусственного интеллекта, которые еще сильнее запутывают ситуацию в нем.

Игорь Силивра

Игорь Силивра — украинский фантаст, известный в первую очередь автором замечательных романов в жанре стимпанк и альтернативной истории. В 2019 году он опубликовал роман «Предел человека», события которого происходят в будущем в окрестностях Солнечной системы.

Задолго до начала действия романа человечество успело ее полностью заселить, а также невероятных высот достигли разработки искусственного интеллекта, компьютерных сетей, виртуальной и дополненной реальности. Затем произошла катастрофа, причина которой так и осталась невыясненной и теперь остатки человечества обживают Плутон, Эриду, Макемаке и другие тела Пояса Койпера.

В отличие от предыдущих книг «Предел человека» не космическая опера, а очень серьезная научная фантастика, основная проблематика которой вынесена в название. Если люди все больше зависят от машин, а машины все больше похожи на людей, то в какой момент между ними исчезнет предел? С другой стороны, где граница усиления человеческого мозга с помощью машин?

Роман постоянно обыгрывает все это с разных сторон. Относительно большинства действующих в нем героев можно усомниться, считать ли их людьми. И это не праздный вопрос, ведь вполне возможно, что нам придется решать его в будущем.

Андрей Крыжевский

Андрей Крыжевский — автор крупнейшей на сегодня по объему украинской космооперы «Эвотон». В серию входят целых три книги. Он предлагает достаточно своеобразный взгляд на будущее человечества.

В нем земляне — лишь одна из многих гуманоидных рас, населяющих галактику. Главным образом сюжет крутится вокруг эвотонов — вымышленных элементарных частиц, которые выделяются разумными существами и могут наделить их невероятными возможностями. Именно они и дали название циклу.

А больше этих частиц среди всех рас космоса производят люди. Именно поэтому наша планета и солнечная система в целом становятся ареной межпланетных интриг.

Илларион Павлюк

Илларион Павлюк — писатель и журналист пробовавший себя в разных жанрах фантастики. В 2019 году он опубликовал роман «Танец недоумка». Это тоже космическая опера, но события в ней происходят не столько в межзвездном пространстве, сколько на поверхности удаленной планеты.

Главный герой романа — психолог, которому предлагают принять участие в экспедиции в составе частной военной компании и соглашается. Впереди его ждет множество загадок, инопланетная биология и развалины погибшей цивилизации.

Особенностью романа является то, что экшен в нем достаточно часто прерывается погружением во внутренний мир героя, его воспоминания и переживания. Многие считают, что в этом — главный плюс книги, позволяющий ближе чувствовать то, что в ней происходит. Хотя с другой стороны, все это очень сильно отвлекает от самих приключений.

Максим Кидрук

Без сомнения, Максим Кидрук — один из самых выдающихся фантастов независимой Украины. Он уже много лет радует читателей качественными технотриллерами. В декабре 2022 он выпустил роман «Колония», который сразу же вывел его в лидеры еще и космической фантастики.

«Колония» поражает своим объемом и глубиной обработки материала. Это 900 страниц высококачественной научной фантастики, комментариев, схем, таблиц и высококачественных иллюстраций. И это только первая книга в серии!

Действие в ней разворачивается в обозримом будущем сразу в нескольких местах на Земле и Марсе, который человечество успело колонизировать. На нашей планете полным ходом идут эксперименты по 3D-печати биологических агентов, бушуют эпидемии и наблюдаются загадочные события, связанные с нейтрино.

Одновременно колонисты на Марсе, которые благодаря применению уникального препарата получили долгую жизнь, столкнулись с собственными проблемами. Выросли дети, родившиеся на красной планете, а проблему их статуса так никто и не решил. В обществе назревает конфликт, впоследствии выливающийся в насилие.

Роман чрезвычайно интересен и переплетение сюжетных линий действительно увлекает. Единственное чем можно упрекнуть книгу Кидрука — слишком уж откровенно все это прерывается. Очевидно, что с прицелом на продолжение.

Андрей Ворон

Андрей Ворон — редкий пример украинца, причастного к космической фантастике сразу в нескольких ролях. Во-первых, он ведет свой собственный ютюб-канал, на котором рассказывает о фантастике, в том числе и о космической.

Во-вторых, уже много лет он создает собственную настольную игру Verge of Var в космооперном сеттинге, который сам и придумал. И наконец, в третьих: недавно он выпустил книгу «Прыжок в бездну» в которой действие происходит все в том же выдуманном мире будущего.

По сути, это сборник отдельных рассказов, каждый из которых имеет своих героев и проблемы. Однако все вместе они рисуют картину истории, которая протянулась через столетие в будущее. Читатель увидит, как человечество запускает к другим звездам свои первые корабли, как межзвездные путешествия станут обычным делом и часть землян пойдет кривой тропой, превратившись в космических пиратов.

В конце концов наша цивилизация встретится с другими и окажется на той же грани войны, которая и дала название всему циклу. Андрей Ворон удачно балансирует на границе между собственно научной фантастикой и чисто приключенческой космооперой, и это можно назвать главным преимуществом книги.

Космические приключения независимой Украины: 7 лучших писателей-фантастов