«Космическая печь» в разных спектральных диапазонах

Галактики в нашей Вселенной не распределены равномерно. Большинство из них объединены в группы и скопления, содержащие от нескольких десятков до нескольких тысяч звездных систем. Те, в свою очередь, образуют еще более масштабные структуры, называемые сверхскоплениями. Но и это не предел: сверхскопления являются частью огромных «стен» или «нитей». Их протяженность может измеряться миллиардами световых лет.

Галактическое скопление J023336-053022. Источник:
Radio: GBT Green Bank Observatory/National Science Foundation (NSF); Optical: Subaru Telescope, National Astronomical Observatory of Japan/HSC-SSP collaboration; X-ray: European Space Agency (ESA)/XMM-Newton/XXL survey consortium.

Представленное изображение демонстрирует один из «строительных кирпичиков» крупномасштабной структуры Вселенной — скопление, известное под обозначением HSC J023336-053022. Оно расположено на расстоянии около 4 млрд световых лет от Млечного Пути и состоит из двух групп галактик, движущихся навстречу друг другу. Их взаимодействие привело к образованию ударных волн, разогревших окружающий скопление газ до невероятно высоких температур, достигающих порядка 400 млн градусов (это примерно в 25 раз больше, чем температура в центре Солнца).

Изображение HSC J023336-053022 составлено по результатам наблюдений в нескольких спектральных диапазонах. Отдельные галактики обозначены оранжевым цветом, голубой цвет отмечает места концентрации темной материи (данные телескопа «Субару»), зеленый (рентгеновские снимки, сделанные космическим телескопом XMM-Newton) — сравнительно плотные газовые облака, красный (данные радиотелескопа обсерватории Грин Бэнк) — тонкий слой горячего газа с повышенным давлением. Место, где зеленый цвет переходит в красный, соответствует региону, где происходит разогрев межгалактического вещества под воздействием ударной волны. Впрочем, даже до этого перехода его температура уже составляет внушительные 40 млн градусов, что в 2,7 раза выше температуры солнечного ядра.