Космическое ограбление: астрономы раскрыли тайну пропавшего галактического газа

Европейская Южная обсерватория опубликовала изображение, демонстрирующее часть скопления Гидры. В его центре можно увидеть галактику NGC 3312, которая стала жертвой своеобразного космического «ограбления». Она лишилась почти всех запасов газа.

Галактика NGC 3312. Источник: ESO/INAF/M. Spavone, E. Iodice

Скопление Гидры расположено на расстоянии 190 млн световых лет от Земли и является домом для сотен галактик. NGC 3312 является одной из крупнейших из них.

Как и наш Млечный Путь, NGC 3312 классифицируется как спиральная галактика. Однако между ними есть множество очевидных различий. Спиральная структура NGC 3312 искажена, а вещество внутри галактики — возмущено. Более того, за ней тянутся характерные нитевидные структуры, внешне напоминающие щупальца медузы. Они состоят из выброшенного из NGC 3312 газа.

Зачастую источниками подобных искажений являются гравитационные взаимодействия с соседними галактиками. Однако в случае с NGC 3312 все иначе. Она потеряла газ в результате процесса, известного под названием отрыв под давлением.

Когда галактика проходит через газовые облака, заполоняющее скопление, те действуют в качестве своеобразного встречного ветра, срывая их газ и пыль. В результате образуются характерные медузоподобные шлейфы. Поскольку холодный газ — это сырье, из которого формируются новые звезды, пострадавшие подобным образом галактики, рискуют потерять способность к звездообразованию.

Скопление Гидры глазами телескопа «Субару». Вверху в центре можно увидеть галактику-медузу NGC 3312, внизу в центре — галактику-медузу NGC 3314. Источник: Subaru

Любопытно, что на небе NGC 3312 соседствует с другой медузоподобной галактикой NGC 3314. Недавно они обе попали на снимок, опубликованный обсерваторией «Субару» в честь своего 25-летнего юбилея.