Комета C/2023 A3 (Цзыцзиньшань — ATLAS) украсила снимки обсерватории SOHO

Европейское космическое агентство (ESA) опубликовало запись, сделанную космической обсерваторией SOHO. На ней можно увидеть комету C/2023 A3 (Цзыцзиньшань — ATLAS).

Обсерватория SOHO является совместным проектом NASA и ESA. Она была запущена в 1995 году и размещена на гало-орбите вокруг точки Лагранжа L₁ системы Земля-Солнце. SOHO собирает информацию об активности Солнца, состоянии его атмосферы и измеряет характеристики солнечного ветра.

Неожиданно для конструкторов, SOHO также оказался удивительно эффективным инструментом для поиска комет. За почти четверть века работы обсерватория нашла свыше 5 тысяч таких объектов. Большинство представляли собой небольшие околосолнечные кометы, которые уничтожались Солнцем во время прохождения перигелия. Но на минувшей неделе SOHO довелось наблюдать куда более впечатляющую хвостатую гостью, прибывшую к нам из облака Оорта.

Речь о комете C/2023 A3 (Цзыцзиньшань — ATLAS). Она наблюдалась SOHO в период с 7 по 13 октября 2024 года, что позволило составить анимацию ее пролета. Сделанные обсерваторией кадры наглядно демонстрируют ядро кометы. Оно окружено пылевой комой и имеет впечатляющий хвост, закручивающийся по мере того, как его отталкивает солнечный ветер.

Комета C/2023 A3 (Цзыцзиньшань — ATLAS) на снимке обсерватории SOHO. Источник: NASA/ESA

Комета /2023 A3 достигла пиковой яркости чуть выше -4-й звездной величины. Из более чем 5000 наблюдавшихся SOHO комет, только комета C/2006 P1 (Макнот) была ярче, со звездной величиной -5,5. В конце видео можно также увидеть редкое явление, известное как «антихвост»: длинную тонкую линию, направленную в сторону Солнца. Этот хвост — оптическая иллюзия, возникающая из-за того, что SOHO видит с ребра более крупные частицы кометной пыли, которые скапливаются в плоскости ее орбиты.

Помимо кометы, в кадр также попал Меркурия (яркий объект слева от Солнца). Само же Солнце тоже не «сидело без дела». За неделю, в течение которой SOHO наблюдал за кометой, оно произвело не менее 4 вспышек X-класса (самый интенсивный тип), 28 вспышек средней интенсивности M-класса и 31 корональный выброс массы. Последние видны как белые облака вещества. Вся эта активность привела к двум геомагнитным бурям на Земле, в результате чего ночное небо озарилось красивыми полярными сияниями.

Вы также можете посмотреть подборку лучших снимков кометы C/2023 A3 (Цзыцзиньшань — ATLAS), сделанных в разных уголках земного шара.

Это двойняшки! Тайна знаменитого коричневого карлика разгадана