Книжная полка Apollo

Лунная программа Apollo является одним из наиболее изученных исторических сюжетов. Тысячи страниц научных исследований описывают политические решения, касающиеся полета на Луну, технические детали миссии и характеры астронавтов. Среди всего книжного разнообразия мы выбрали те, которые помогут понять величие программы Apollo.

Джон Ф. Кеннеди и лунная гонка

Исследование истории Apollo логично начать с отправной точки программы — решения президента США Джона Кеннеди о «высадке американцев на Луну и их успешном возвращении».

«Джон Ф. Кеннеди и лунная гонка» (John F. Kennedy and the Race to the Moon), Джон Логсден

Книга «Джон Ф. Кеннеди и лунная гонка» историка космической политики Джона Логсдена — это попытка воссоздать эволюцию мышления JFK по поводу освоения космоса и ответить на вопрос, как и почему возникло решение о пилотируемом полете к Луне. Эта книга — о межправительственной борьбе, политическом вкладе помощника президента Теда Соренсена, научного советника Джерома Виснера, вице-президента Линдона Джонсона и администратора NASA Джеймса Уэбба. В частности, приводятся доказательства того, что Кеннеди предлагал Хрущеву совместно высадить на Луну представителей обеих стран.

Существует мнение, что президент Соединенных Штатов решил участвовать в «лунной гонке» в первую очередь для того, чтобы отвлечь внимание от неудачного вторжения на Кубу, известного как «Операция в заливе Свиней». Автор утверждает, что Кеннеди никогда не интересовался исследованиями космоса — ни в должности сенатора, ни президента. Но после того, как Советский Союз отправил на орбиту Юрия Гагарина, он согласился, что для Америки жизненно важен реванш и демонстрация технологической способности США во внеземных условиях. Луна подходила для этого идеально.

«Высадка человека на ее поверхность не требовала обширных технологических новшеств и могла базироваться на научных знаниях начала 1960-х. Потребовались только значительные финансовые ресурсы», — утверждает автор.

Во время встречи с Джеймсом Уэббом и другими должностными лицами в 1962 году президент Кеннеди заявил, что приоритетной задачей для NASA является обогнать Советский Союз в лунной гонке. «В противном случае мы не должны тратить такие деньги, потому что меня не интересует космос».

По иронии судьбы, Кеннеди, не имевший реального интереса к космическим исследованиям, вошел в анналы истории как человек, совершивший наибольшее достижение в освоении космоса в XX веке.

Вернер фон Браун: космический мечтатель, инженер войны

Программа Apollo была бы невозможной без одаренного немецкого инженера со внешностью голливудской звезды — Вернера фон Брауна.

«Вернер фон Браун: космический мечтатель, инженер войны» (Von Braun: Dreamer of Space, Engineer of War Paperback), Майкл Нойфельд

Он, безусловно, был одной из самых влиятельных и противоречивых фигур в истории освоения космоса и ракетостроения. Фон Браун возглавил команду инженеров, создавших самую мощную в мире ракету Saturn V, которая доставила американских астронавтов на Луну и позволила США выиграть лунную гонку. Но он также был главным конструктором немецких баллистических ракет V-2, которые нацисты использовали для бомбардировок Англии и Бельгии. Для постройки этих ракет немцы привлекали пленных в концлагерях, содержавшихся в бесчеловечных условиях, о чем знал фон Браун.

После свержения нацистского режима США и СССР вывезли из Германии самый ценный ресурс, в том числе человеческий. Вернер фон Браун вместе с 1500 инженерами переехал в Соединенные Штаты. Если бы не Холодная война, его бы, скорее всего, судили за «преступления против человечества». Но судьба сложилась так, что этот гениальный военный преступник стал американским героем, которого уважают президенты и в его честь даже снимают кино.

Книга Майкла Нойфельда — это наиболее полная и авторитетная биография фон Брауна. Автор избегает оценочных суждений по поводу как чрезмерного прославления «отца» программы Apollo, так и травли нацистского инженера. Выводы читатель должен сделать сам.

Apollo 8. История первого полета к Луне

Это единственная книга в нашем обзоре, переведенная на украинский. Астронавты Аpollo 8 — Фрэнк Борман, Джим Лоуэлл и Билл Андерс — первые земляне, которые вплотную приблизились к нашему естественному спутнику, облетели его, отработали схему полета и тем самым проложили путь для следующих миссий.

«Apollo 8. История первого полета к Луне», Джеффри Клюгер

Эта книга — не только о полете и напряженных неделях, которые ему предшествовали. Это прежде всего история об астронавтах, их выборе и эпохе, сформировавшей их характер.

Интересный факт: в то время, когда экипаж совершал облет Луны, на Земле женились дочь новоизбранного президента Никсона и внук президента Эйзенхауэра. И на этой свадьбе первый тост провозгласили за Apollo 8!

Первый человек на Луне: история Apollo 11

Существовал ли лучший кандидат на роль первого человека, сделавшего маленький, но столь важный для человечества шаг на поверхности Луны? Скромный, неразговорчивый, опытный пилот, участник Корейской войны Нил Армстронг до начала космической карьеры испытывал реактивные самолеты и перспективные летательные аппараты NASA. Он стал первым гражданским летчиком, попавшим в отряд астронавтов.

«Первый человек на Луне: история Apollo 11» (The First Men on the Moon: The Story of Apollo 11), Джеймс Р. Хансен

«Первый человек» — это на редкость подробный портрет самого известного в мире космического путешественника. Книга основывается на более чем 50-часовом интервью с самим Армстронгом, на дискуссиях с его семьей и друзьями, а также на архивных документах. Его тяготила слава и чрезмерное внимание прессы, поэтому Нил не часто радовал своих поклонников публичными выступлениями.

После «прогулки» по Луне Армстронг ушел из NASA, но остался в любимой отрасли — авиакосмической инженерии. Он продолжал летать на планерах до конца жизни. Интересно, что удостоверение пилота астронавт получил раньше водительских прав.

По мотивам книги был снят фильм «Первый человек» режиссера Дэмиена Шазелла.

Несущий огонь: путешествия астронавта

Автор книги — астронавт, участник легендарного полета Apollo 11. В то время, как Нил Армстронг и Эдвин Олдрин совершили посадку на поверхность Луны, на орбите их возвращения ожидал командир модуля Columbia Майкл Коллинз.

«Несущий огонь: путешествия астронавта» (Carrying the Fire: An Astronaut’s Journeys), Майкл Коллинз.

К написанию книги автор не привлекал профессиональных журналистов или литературных посредников. Вышел искренний, кое-где наивный рассказ о своей жизни и полете на Apollo 11. Журнал TIME назвал его «лучшей книгой, написанной астронавтом».

Несколько часов Коллинз находился в одиночестве в космическом корабле на орбите вокруг Луны. В книге он делится воспоминаниями, что чувствует одинокий человек во Вселенной, наблюдающий в иллюминаторе не голубую Землю, а серый мертвый ландшафт ее спутника.

Талант Майкла не исчерпывается писательским мастерством, он также был отличным садовником, обладателем уникальной коллекции роз.

Apollo 12. В Океане Бурь

Хроника второй высадки человека на Луну, состоявшейся в ноябре 1969-го, написана очень подробно, порой даже перенасыщена мелкими деталями миссии, из-за чего стиль книги может показаться суховатым. Однако читать ее следует. Хотя бы для того, чтобы узнать об археологических исследованиях за пределами Земли.

«Apollo 12. В Океане Бурь» (Apollo 12. On the Ocean of Storms), Дэвид Харланд

Астронавты Пит Конрад и Алан Бин, согласно плану полета, прилунились недалеко от автоматического аппарата Surveyor-3, посадка которого состоялась двумя годами ранее. По плану экспедиции они должны были детально сфотографировать его и снять отдельные элементы для дальнейшего изучения на Земле. Поскольку аппарат на тот момент уже не функционировал, он представлял собой космический артефакт, что автоматически сделало Конрада с Бином первыми космическими археологами.

Потерянная Луна: опасное путешествие Apollo 13

Книга начинается с описания трагической страницы в истории лунной программы — корабля Apollo 1. Во время одной из предполетных тренировок в нем произошел пожар, повлекший гибель трех астронавтов.

«Потерянная Луна: опасное путешествие Apollo 13» (Lost Moon: The Perilous Voyage of Apollo 13), Джим Лоуэлл, Джеффри Клюгер

Джеймс Лоуэлл — участник четырех космических полетов (двух — на корабле Gemini и двух — на Apollo). Последняя миссия закончилась для него неудачей, и именно об этом полете говорится в книге. Из-за взрыва бака с жидким кислородом и последующей потери электроснабжения в командном модуле Odyssey Центр управления полетами NASA отменил высадку на Луну, а новой задачей астронавтов стало успешное возвращение домой. Обо всех вызовах, с которыми столкнулся экипаж на расстоянии сотен тысяч километров от Земли, рассказывает его непосредственный участник.

По мотивам книги снят фильм «Аполлон-13», который качественно дополнит прочитанную историю.

Последний человек на Луне

Капитан Юджин (Джин) Сернан является одним из трех астронавтов, которым довелось дважды побывать в окрестностях естественного спутника Земли. Он же — последний человек, оставивший свой след на лунной поверхности в XX веке.

«Последний человек на Луне» (The Last Man on the Moon), Джин Сернан, Дон Дэвис

Командир Apollo 17 — один из наиболее опытных участников лунной программы и единственный среди них астронавт славянского происхождения: его мать по национальности чешка, а отец — словак.

В своих воспоминаниях Сернан рассказывает о нелегком детстве, о поисках женщины, которую он видел всего несколько минут и которая потом стала его женой, о потере друзей-астронавтов и, собственно, обо всех трех своих космических полетах.