Катаклизмическая переменная может содержать коричневый карлик

Астрономы нашли новую катаклизматическую систему, которая время от времени взрывообразно меняет свою яркость. В этом случае они предполагают, что партнер белого карлика может быть коричневым.

Катаклизмическая переменная
Катаклизмическая переменная. Источник: www.cnet.com

Новая катаклизмическая переменная

Международная команда астрономов сообщает об открытии новой катаклизмической переменной. Система, получившая обозначение SRGeJ041130.3+685350 (или сокращенно SRGeJ0411), имеет орбитальный период около 100 минут, и в ее состав можно войти. Результаты исследования подробно описаны в статье, опубликованной 4 января в Ежемесячных сообщениях Королевского астрономического общества.

Катаклизмические переменные (КП) — это двойные звездные системы, состоящие из белого карлика и звезды главной последовательности, которые находятся близко друг к другу. С последней на остаток сверхновой постоянно перетекает вещество.

Время от времени его становится слишком много и поверхность белого карлика взрывается, а астрономы видят увеличение яркости во много раз и возвращают ее к норме за какое-то время. Эти объекты найдены во многих местах, таких как центр галактики Млечный Путь, окрестности Солнца, а также в открытых и шаровых скоплениях.

Что известно о новооткрытой системе?

SRGeJ0411 была открыта во время всемирного обзора SRG/eROSITA и определено как кандидат в переменные за счет высокого отношения рентгеновского к оптическому потоку на уровне 0,6. Его видимый спектр демонстрирует заметные линии эмиссии водорода и гелия, что типично для катаклизмов.

Согласно исследованиям, SRGeJ0411 имеет орбитальный период в 97,53 минуты. Размер белого карлика в системе составляет лишь один процент от размера Солнца, а его масса оценивается в 0,84 массы солнечных. Температура поверхности равна 13 790 К.

Что касается другого компонента системы SRGeJ0411, то это может быть коричневый карлик. Объект имеет радиус меньше 0,11 солнечного, массу в 0,04 массы Солнца, а его температура оценивается в 1800 К.